Социально-психологическая экспертиза религиозной доктрины «Фалунь Дафа»

Социально-психологическая экспертиза религиозной доктрины «Фалунь Дафа»Анализируемая религиозная доктрина «Фалунь Дафа» имеет типичные признаки нетрадиционных для нашего общества религиозно-эзотерических учений восточного типа. Ее содержание основывается на положениях буддизма и даосизма с примесями конфуцианской, христианской и других религий.

Как и большинство нетрадиционных религиозных или псевдорелигиозных течений, доктрине «Фалунь Дафа» могут быть присущи отдельные положительные черты. Во-первых, приобщение к учению может побуждать процессы самопознания, духовного и телесного самосовершенствования. Во-вторых, практика в пределах доктрины может выполнять определенные психотерапевтические функции - порождать чувство защищенности, давать надежду на лучшее и смысл существования человека, предрасположенного к разным зависимостям.

Вместе с тем автор доктрины Ли Хунчжи весьма безосновательно и недоказательно претендует на ее исключительность, которую всячески подчеркивает, настаивает на всесторонности и универсальности своего учения: «Закон Будды» - самый глубокий. Он представляет собой самую таинственную, сверхъестественную науку из всех учений в мире» [1, с. 1], «Закон Будды» - это глубокое понимание всех сокровенных тайн, начиная от частицы, молекулы до Вселенной, от более мелкого до более крупного - нет ничего неохваченного, нет ничего неупущенного» [1, с. 1], «полностью раскрыть тайны Вселенной, времен-пространств, человеческого тела может только «Закон Будды» [1, с. 2]. «Фалунь непрерывно совершенствует человека. Это единственный способ самосовершенствования среди распространенных в мире школ совершенствования» [1, с. 288];

Отстаивает необходимость полнейшей преданности доктрине, отмежевание от других течений: «необходима полная преданность одному направлению самосовершенствования» [1, с. 80,] «строго запрещается ученикам Великого Закона заниматься другим гунфа» [1, с. ЗЗ6], «консультант должен быть человеком, практикующимся только по Великому Закону Фалунь» [1, ЗЗ7], «практикующим запрещается вести пропаганду других религий, связывая их с самосовершенствованием по Великому Закону Фалунь» [1, с. ЗЗ8];

Безапелляционно и даже грубо подвергает критике другие школы, особенно те, что действуют в пределах цигун (то есть своих прямых конкурентов) [1, с. 15-17, 21, 24, 27-28, 38, 41-42, 59, 60, 61-62, 69, 71, 82-83, 88-91, 93-97, 104, 125, 128-133, 144-147, 149, 152-161, 163, 164, 166-168, 178-179, 185-198, 203, 206-207, 213-220, 226-227, 257-260, 275-277, 289, 336; 2, с. 54, 63, 68, 79], а также другие новые религиозные течения [1, с. 79-80] и европейскую медицину [1, с. 220-224].

Текст доктрины представляет эклектичную смесь религиозных и псевдорелигиозных идей, псевдонаучных положений, житейских банальностей и предрассудков. Текст пестреет анти- и псевдонаучными лжефактами и комментариями, особенно из области физики, биологии, медицины, психологии, истории, эзотерическими толкованиями действительности, которые не подвергаются эмпирической проверке, в которые можно лишь верить или не верить. При этом автор доктрины не затрудняет себя достаточным обоснованием высказываемых мыслей, не заботится о логичности и последовательности изложения. Вместо того выразительно применяет директивно-сугестивний, эмоционально давящий стиль проповеди, использует разные призывы, угрозы, повторы, которые повышают силу внушения аудитории.

Один из любимых приемов автора - намекать на сложность тех или других идей, избегая конкретных объяснений: «об остальном я пока умалчиваю - это слишком сложные вещи по своему пониманию» [1, с. 41], «на такие конкретные вопросы я отвечать не буду» [1, с. 201], «что касается более глубокого содержания Великого Закона, то мне не остается ничего другого, как умолчать [1, с. 238], «я такой человек, я могу умолчать о том, чего не хочу говорить [1, с. 245], «что именно излучает мозг, мы пока говорить не будем» [1, с. 258], «это, конечно, из другой сферы, и мы не станем рассказывать об этом» [1, с. 261], «до сих пор я говорил о строении Вселенной. Подробных сведений о ней нельзя сообщать [2, с. 52], «некоторое меньшинство обладает врожденной способностью ясно видеть. Не буду касаться этой темы» [2, с. 53].

Вместе с тем проповедник активно стремится обесценить науку: «если люди, занимающиеся исследованием тела человека, придерживаются обычных правил и теорий, делают умозаключение в соответствии с современной наукой, то они ничего не добьются даже через десять тысяч лет» [1, с. 56], «то, что познано цигун, действительно выходит за пределы познаний современной науки» [1, с. 270], «современная медицина, современные науки не в состоянии постичь суть болезней… Современные науки не видят истинную причину заболеваний» [2, с. 1], «человечество похваляется, что его наука очень развита, чересчур развита. Очень жаль!» [2, с. 20], «современные науки человечества развиваются на ошибочной основе. Его познания относительно Вселенной, относительно самого человечества, а также явления жизни являются ошибочными… Познание вашего человечества всегда остается в стороне от истины… Наука не видит истину в целом» [2, с. 22], «наша современная наука еще не может считаться наукой. Путь, которым идет наша наука, никогда не приведет к раскрытию тайны этой Вселенной» [2, с. 43], «история человечества и его науки являются ошибкой» [2, с. 67], «постижение материи, постижение Вселенной, постижение жизни, постижение нашего реального мира, постижение пространства Вселенной - все эти постижения развивались на ошибочной исходной основе» [2, с. 69].

Наибольшее число искажений научных фактов касается области физики. В частности, рассуждение о природе жизни: «во Вселенной существуют в неисчислимом количестве различные вещества, при взаимодействии которых возможно создать жизнь» [1, с. 11], «когда рождается человек, в некотором особом пространстве, где нет понятия времени, уже существует вся жизнь человека» [1, с. 57];

О происхождении Материи: «материя и дух идентичны» [1, с. 29], «и древняя физика у нас в Китае, и современная физика считают китайское учение о пяти стихиях правильным [1, с. 62], «горы Сюйми состоят из атомов, поэтому человек вообще не может их видеть» [2, с. 17], «исток материи является водой... По мере микроскопического исследования, когда ультрамикроскопическое вещество разных уровней иерархии доходит до определенной степени, материя исчезает. При дальнейшем исследовании обнаружишь такую тихую, безжизненную воду, где не существуют частицы материи, а самое элементарное формирование материи возникает именно из такой воды» [2, с. 44], «как формируется материя?... Такие характеристики Вселенной образуют самые первичные, ультрамикроскопические, самые элементарные и однородные частицы, которые могут быть названы самыми первичными частицами. Они однородные, ничего не означающие, напоминающие пузырьки» [2, с. 44-45], «вся постижимая нами Вселенная состоит именно из вод. Такая вода имеет чересчур большую плотность. Она вообще неподвижна... Все вещества сделаны из вод. Даже из стали и железа можно выжать воду, их можно вообще преобразовать в воду» [2, с. 45].

О связи материи и энергии: «когда Фалунь вращается по часовой стрелке, он автоматически извлекает энергию из Вселенной... А когда он вращается против часовой стрелки, то высвобождает энергию и ненужную материю» [1, с. 39], «когда Фалунь вращается по направлению часовой стрелки, то он спасает его носителя. А когда вращается против часовой стрелки, то освобождает энергию» [1, с. 107], «когда Фалунь вращается по часовой стрелке, он автоматически поглощает энергию из Вселенной; когда он вращается против часовой стрелки, он высвобождает энергию» [1, с. 140].

О строении Вселенной: «с одной стороны, Вселенная существует как материя, с другой, - обладает определенным свойством» [1, с. 29], «мы измерили и пришли к выводу, что три сферы, о которых говорится в религии, все-таки находятся в пределах наших девяти планет» [1, с.66], «эмблема Фалунь представляет собой Вселенную в миниатюре. В других пространствах она также имеет свою форму существования и процесс эволюции, поэтому я считаю ее миром [1, с. 140], «за пределом этой Вселенной в далеких краях существует еще Вселенная». «В определенном пределе еще существуют 3000 таких Вселенных. Вне этих 3000 Вселенных существует внешняя кора. Эта масса образует второй этаж Вселенных. За пределом второго этажа Вселенных еще существует примерно 3000 Вселенных, таких же, как второй этаж Вселенных. За их пределом существует внешняя кора, образуя третий этаж Вселенных. Это напоминает, как из корпускул образуется ядро атома, из ядер атома образуется атом, из атомов - молекула» [2, с. 19], «существует 81 этаж Вселенных» [2, с. 19], «многие и многие живые существа, находящиеся в разных по размеру песчинках, сформированных из молекул, и их формы жизни совершенно одинаковы с формами жизни нашего человечества» [2, с. 41].

О физических особенностях человеческого тела: «в настоящее время благодаря приборам доказано, что организм мастеров цигун излучает инфразвуковые, ультразвуковые, электромагнитные волны, инфракрасные, ультрафиолетовые и гамма-лучи, обнаружены также нейтроны, атомы, микроэлементы, металлы и другие компоненты» [1, с. 2], сила гун «закладывается в каждой клетке тела, вплоть до микро корпускул истока материи, находящихся в ультрамикроскопическом состоянии» [1, с. 37], «Некоторые вещества, излучаемые мастерами цигун, еще невозможно определить - нет таких приборов… Вещества, излучаемые мастерами цигун, чрезвычайно богаты» [1, с. 62], «наши рядовые практикующие… высвобождают энергию, частицы которой очень крупные, плотность небольшая, поэтому мощность энергии маленькая» [1, с. 63], «с течением времени тело человека будет наполнено материей высокой энергии. Такая высокоэнергетическая материя имеет умственные способности, она разумна» [1, с. 63].

Без всяких оговорок перекручиваются или выдумываются факты из отрасли биологии. Это, в частности, касается особенностей анатомии человеческого тела: «описываемое нами небесное око находится чуть выше межбровья человека и соединяется с пинеальной железой» [1, с. 43], «по-настоящему формирует изображение и видит предметы именно пинеальная железа» [1, с. 45], «говоря об открытии небесного ока, мы имеем в виду возможность видеть, минуя зрительный нерв, для чего необходимо пробить проход между бровями человека, дать возможность пинеальной железе прямо смотреть наружу» [1, с. 45], «современная медицина уяснила себе, что где-то в мозгу человека имеется еще один глаз» [1, с. 45], «кроме главного прохода, существует еще несколько основных субпроходов в таких местах, как на обеих бровях, на верхних веках, под нижними веками и в междуглазье» [1, с. 49], «если это действительно микрокосм, то расстояние от лба до пинеальной железы будет не меньше ста восьмидесяти тысяч ли» [1, с. 52], «внутри поля человека на месте лба имеется зеркало; едва у человека появляется способность дальновидения, зеркало может переворачиваться туда и обратно… Это зеркало может отразить любую вещь в пределах твоего пространственного поля. Вот что такое способность дальновидения» [1, с. 55-56], «сверхъестественная способность - фатализм проявляется через маленький флуоресцентный экран на месте лба человека, напоминающий телевизор» [1, с. 61], «боль в скрещенных ногах - это «черная материя». «В тот момент, когда его ноги болят, мы видим, что черная материя наступает на его ноги. Черная материя и есть карма» [1, с. 114-115]. Описывается «вливание энергии через макушку [1, с. 128-130]: «макушка - самая чувствительная часть тела. Когда ци застревает в верхней части головы и не может пробиваться вниз, человек чувствует тяжесть, разбухание головы» [1, с. 163], «у всех, кто занимается кражей ци, зеленый цвет лица» [1, с. 229], «каналов в теле человека свыше десяти тысяч, они протягиваются в теле вдоль и поперек, как кровеносные сосуды… Каналы располагаются повсеместно, от головы до любой части тела» [1, с. 240], «порой, во время занятий, голова у тебя будет качаться. Если она наклоняется в эту сторону, значит, механизм вращается в эту сторону. Если голова наклоняется в другую сторону, значит, он вращается в другую сторону» [1, с. 246], «во время занятия в позе созерцания ты будешь кивать головой. Это случается потому, что проходит энергия» [1, с. 246], «в дальнейшем некоторые заметят, что от занятий каналы становятся шире, шириной с палец» [1, с. 247], «у некоторых все тело покрыто глазами, все потовые поры у них представляют собой глаза» [1, с. 248], «у человека с хорошей основой много белой материи» [1, с. 269]. «Когда они (грехи - В.В.) проникают в наше пространство, то они проявляются в виде микробов, вирусов» [2, с. 10], «когда у некоторых наших учеников открывается небесное око, они замечают, что в нем появляются горы, вода, и что сами они мчатся наружу, быстро мчатся наружу, через города, мимо гор и рек, выбегая из небесного ока. Я тебе говорю, что картины, которые ты увидел, не внешние, а представляются действительными формами существования клеток, находящихся в твоей голове, и ультрамикроскопических частиц в их свете» [2, с. 43].

Возможности неестественного зарождения живых существ в теле человека: «при помощи телодвижений в твоем теле вырабатывается много живых существ» [1, с. 37]. Описывается процесс «выращивания» в теле самосовершенствующего Юаньин бессмертного малыша «так как в теле человека существуют инь и янь, в нем посредством самосовершенствования… можно выработать много и много живых существ» [1, с. 148].

Наличия аналогов человека в других пространствах: «когда человек умирает, в нашем пространстве распадаются лишь наибольшие его элементы, а в других пространствах тела человека сохраняются» [1, с. 31], «мы заметили, когда человек рождается на свет, то в пространствах определенной сферы нашей Вселенной одновременно рождаются его многочисленные подобия одинаковой с ним внешности, под одним и тем же именем, с подобным поведением» [1, с. 199-200];

Возможности замены человеческого тела энергией под воздействием самоусовершенствования: «в конце концов такая высокоэнергетическая материя полностью заменит клетки в теле человека» [1, с. 63], «такой человек, естественно, не будет дряхлеть, клетки его тела перестанут отмирать и, следовательно, его никогда не покинет молодость» [1, с. 64], «совершенствование тела означает коренное изменение состава молекул человеческого тела, замену состава клеток высокоэнергичным веществом, образуя тело из веществ других пространств» [1, с. 290];

Сверхъестественных способностей человека: «пожилая женщина могла перемахнуть через стену в 2 метра высотой... Она, ткнув пальцем в замок, открыла его… Даже если такую заковать в цепи, ей ничего не стоит цепь эту с себя стряхнуть» [1, с. 171], «есть люди, которые в течение нескольких лет или даже более десяти лет не едят, не пьют, но все еще хорошо живут» [1, с. 225].

Автор доктрины безоговорочно злоупотребляет псевдоположениями в отрасли медицины, говоря, например, о причине болезней: «почему человек болеет? Коренной причиной его заболеваний и страданий является карма, поле черной материи… Мыслящие духи являются коренной причиной заболеваний у людей, самым главным источником заболеваний» [1, с. 216-217], «в очаге болезни обнаруживается масса черного вещества большой плотности» [1, с. 227-228].

Объясняя причины психических болезней: «по-моему, психическое расстройство - не болезнь... Потому что у таких больных отсутствуют вирусы, отсутствуют патологические изменения в теле, нет никаких язв. Считаю, что это вовсе не болезнь» [1, с. 165-166], «настоящее сумасшествие… не означает, что человек действительно сошел с ума. Не следует это понимать в буквальном смысле» [1, с. 169], «например, человек боится холода, грязи. Если блокировать участок мозга, управляющий органами чувств на такие раздражения, то у человека возникнет проблема с психикой. Он становится сумасшедшим» [1, с. 170];

Рассуждая о способах лечения: «на мой взгляд, для лечения заболеваний существует свыше тысячи сверхспособностей. Сколько существует видов болезней, столько же и видов сверхспособностей, предназначенных для их лечения» [1, с. 215-216].

Немало выраженных автором доктрины предрассудков касаются:

- психологии, в частности, разъяснения природы чувствительности: «сегодня в мире насчитывается уже шесть общепризнанных видов экстрасенсорности. Но я считаю, таких способностей гораздо больше, не менее десяти тысяч видов» [1, с. 25];

- природы мышления: «люди, занимающиеся наукой о теле человека, заметили, что мысль человека, мышление в мозгу человека порождает некое вещество... Когда обычный человек мыслит, он излучает информацию, носящую форму мозга» [1, с. 154], «мыслительная карма имеет способность непосредственно проникать в человеческий мозг» [1, с. 183], «когда этой черной материи много, она создает вокруг человека поле, которое блокирует его. А чем больше это поле, тем выше его плотность и толщина, в результате чего способность осознания человека хуже» [1, с. 269];

- связи характера; внешность: «когда люди занимаются плохими делами, то любят смотреть правым глазом» [1, с. 50];

- сверхъестественных способностей: «имеется много сверхспособностей, около десяти тысяч» [1, с. 34], «в настоящее время общим признанием во всем мире пользуются шесть сверхъестественных способностей» [1, с. 56-57].

В тексте много безосновательных суждений, которые раскрывают «взгляды» автора на историю. Содержатся псевдонаучные положения про «доисторическую цивилизацию» [1, с. 21-24]; приводится свободное описание исторических событий и эпох: «Великий Закон Фалунь... в некоторый доисторический период в обширных масштабах спасал людей» [1, с. 36], «в последний период упадка и гибели дхарма во Вселенной произошли очень большие перемены» [1, с. 82], «на Земном шаре не только наш Китай находится под влиянием конфуцианства, в древние времена несколько столетий назад все человечество имело схожие моральные концепции» [1, с. 148].

История человечества толкуется как история катастроф, после которых человечество появлялось заново, при этом автор не утруждает себя объяснениями «методов проверки»: «однажды я подробно проверял и выяснил, что человечество 81 раз постигла гибель» [1, с. 24], «человечество многократно подвергалось разрушениям во время разных исторических кальп (злых роков), после чего появлялось новое человечество, которое испытывало разные перемены» [2, с. 48], «каждый раз, когда нравственность человечества разлагалась, его цивилизация разрушалась и оставалось в живых лишь ничтожное меньшинство людей, которое наследовало незначительную доисторическую культуру, переживая новый каменный век, развиваясь дальше. Каменный век не один раз повторялся на земле» [2, с. 23], «пирамиды (египетские - В.В.) были созданы в одну из доисторических цивилизаций и были затоплены в последующем преобразовании континентов. В последующей цивилизации, когда формировался новый континент, эти Пирамиды опять поднялись из воды» [2, с. 2324], «культура Майя принадлежала предыдущей доисторической цивилизации и была стерта с лица земли в Мексике, лишь ничтожное меньшинство избежало гибели. Но эта культура Майя имеет прямую связь с монголами» [2, с. 24], «культура белой расы была полностью уничтожена великим потопом, и ничего не осталось. Тогда на краю европейского континента был другой континент, который тоже погрузимся в море. Этот континент был самым развитым районом, но затонул в море. Белая раса снова развивалась на базе, где нет ничего, нет никакой культуры» [2, с. 24].

В содержании проповедей выразительно прослеживается стремление автора доктрины к самовозвеличиванию до уровня мании величия. Автор неоднократно подчёркивает собственную исключительность: «Наставлением людей на высшие уровни иерархии занимаюсь только я один» [1, с. 9], «в настоящее время нет второго человека, кроме меня, который проповедовал бы метод практики на высшем уровне иерархии» [1, с. 42], «в настоящее время во всем мире только я один открыто проповедую ортодоксальный Закон. Я сделал то, чего никогда не делали наши предшественники» [1, с. 82], «по сей день по-настоящему публично проповедую метод практики высокого уровня иерархии только я один» [1, с. 85], «я вскрыл вечную тайну, категорически не разглашаемую тайну из всех тайн, открыл основу разных методов самосовершенствования бесчисленных поколений» [1, с. 236], «я специально разглашаю… Великий Закон..., который был подтвержден и постигнут мною в незапамятную древность» [1, с. 288], «по многим проблемам я говорил то, чего никто и никогда не говорил среди простых людей» [2, с. 14].

Всесильность: «я всем могу помочь» [1, с. 13], «моих Тел Закона так много, что их невозможно исчислить. У меня бесчисленные Тела Закона, и я могу позаботиться обо всех учениках, сколько бы их ни было» [1, с. 76], «у меня бесчисленные тела Закона, обладающие моей чудотворной силой Закона. Мое тело Закона может проявлять чудотворство и показать мощь Закона» [1, с. 104], «опыты показали, что количество гамма-лучей и горячих нейтронов, излучаемых мною, в 80-170 раз превысили норму, свойственную обычному веществу. Во время опыта стрелка измерительного прибора сразу же уперлась в предельную точку шкалы» [1, с. 62].

Силу своего влияния: «я несу в себе такую энергию, поэтому все сидящие здесь ощущают определенную гармонию» [1, с. 175], «в часы проповеди я пошлю энергию большой мощности, направляя ее на ваши мозги» [1, с. 176], «на начальной стадии вашего самосовершенствования я убрал много таких дьяволов» [1, с. 182]. «Неприятности твои значительно уменьшились, большую часть я убрал с твоего пути» [1, с. 184].

Отождествляет себя с Вселенной, божеством: «моя основа укоренена во Вселенной. Кто посягает на тебя, тот посягает и на меня, то есть, если это так, то, значит, он посягает и на саму Вселенную» [1, с. 41], «чтобы помочь вам совершенствоваться, скажу, как поступить... Возьмите мою книгу... или же просто мою фотографию и, держа статую Будды в руках,… попросите Учителя освятить изображение, как попросили бы меня. Достаточно лишь полминуты, и вопрос будет решен» [1, с. 157], «в конце концов, все Святые, Будды и Даосы поняли, чем я занимаюсь, увидели прекрасный эффект» [2, с. 30], «если какая-нибудь проблема случится со мной, то в будущем в человечестве произойдет большое изменение» [2, с. 59].

Подчёркивает, что равных ему нет и не может быть: «никто не в силах меня читать, не в силах узнать, о чем я думаю» [1, с. 83], «вам запрещается применять такую форму - выступать с докладом о Законе, как это делаю я… я вкладываю в свои слова глубокое содержание, поэтому тебе не под силу разъяснить этот Закон… Учитель Дафа только один. Все вы последователи» [1, с. 109], «без покровительства моего тела Закона самому тебе это сделать (усовершенствоваться - В. В.) не удастся» [1, с. 171], «молодые люди... до конца жизни своей не смогут выработать то, что я заложил в тебя» [1, с. 191], «если мне не удастся тебя спасти, то уже никто тебя не спасет» [1, с. 239].

Требует неопровержимого признания своего авторитета: «ссылаясь на мои слова, обязательно надо добавить слова «Учитель Ли Хунчжи сказал… » и так далее» [1, с. 336], «при передаче Закона всем ученикам Великого Закона Фалунь позволяется только употреблять слова, как «Учитель Ли Хунчжи сказал…» или «Учитель Ли Хунчжи отметил…» [1, 336].

В доктрине активно пропагандируется деление людей на лучших и худших. Это деление приобретает форму пренебрежения «простых» людей: «те, кто стоит на позиции простого человека, находится на уровне простого человека, смотрит на все с его точки зрения, не может постичь суть дела» [1, с. 25], «мысли о совершении зла присущи обычным людям» [1, с. 30], «в кругах совершенствования считают людей недоосознающими, которые не признают того, чего не видят. Их затуманивают ложные общепринятые представления, они впали в мирские заблуждения. В религиозных кругах издавна существует такое утверждение, и мы также считаем его обоснованным» [1, с. 44], «некоторые люди становятся плохими и падают ниже… Опускаясь все ниже и ниже, они наконец оказываются на уровне обычных людей» [1, с. 58], «простой смертный и есть простой смертный, он может жить только в обществе обычных людей» [1, с. 59].

Подчеркивание преимущества самосовершенствующихся (последователей учения) над другими людьми: «такие люди особо ценные» [1, с. 11], «есть ведь такие, которые... могут увидеть то, что не доступно обычным людям» [1, с. 25], «мы рассматриваем самосовершенствующихся как самых драгоценных людей» [1, с. 103], «мы, самосовершенствующиеся,… не гонимся за тем, чего хотят обычные люди» [1, с.111], «ты, как самосовершенствующийся, принадлежишь сверхъестественной сфере» [1, с.281], «мы, самосовершенствующиеся, не должны вести себя как простые люди» [2, с. 6], «как самосовершенствующийся, ты не должен поступать, как простые люди. Серьезно говоря, ты уже не человек» [2, с. 7], «вы уже по-настоящему не должны считаться мирскими. Вы уже святые, не мирские» [2, с. 72].

Прославление милости «великих»: «великие просветленные, проявляя милосердие, предоставили людям еще одну возможность» [1, с. 12], «великие просветленные, исходя из великого милосердия, специально создали такое пространство, где находится наше человеческое общество» [1, с. 58].

Описания сверхъестественных способностей своих учеников, гарантии им защиты от всех опасностей [1, с. 105-106, 126-127]: «ты, как самосовершенствующийся, не боишься, так как твой организм обладает сопротивляемостью болезням» [1, с. 202].

Доктрина содержит многочисленные положения, содержание которых выразительно направлено против достоинства и здоровья человека. Автор доктрины фактически отказывает человеку в праве на независимое поведение и самостоятельное принятие решений: «Никто не должен действовать по своему усмотрению, иначе это будет не что иное, как совершение порочных поступков» [1, с. 10], «надо предоставить дела их собственному течению, надо равнодушно относиться к личным интересам» [1, с. 47], «личное стремление мало что может изменить в жизни человека... Надо предоставить дело его собственному течению» [1, с. 57], «все предначертано судьбой, всех привела сюда судьба. Если ты что-то приобрел, значит, тебе суждено, умей ценить это, и не следует иметь какое-либо намерение» [1, с. 67], «что бы с тобой ни случилось, считай все это нормальным» [1, с. 74], «чем заниматься человеку в жизни, определяют не его способности» [1, с. 212], «того, что не суждено тебе судьбой, не завоюешь» [1, с. 212], «тебе нельзя заниматься тем, чем хочешь» [1, с. 280-281].

Требует отказа от естественных человеческих чувств и желаний: «желание или нежелание, радость или грусть, любовь или ненависть - из этих чувств и вытекает все в человеческом обществе. Ты не сможешь самосовершенствоваться, если не расстанешься с этими чувствами» [1, с. 124], «архат (лицо, которое поднялось на один из уровней самоусовершенствования - В.В.) должен держаться недеяния, быть равнодушным ко всему» [1, с. 165], «обычные люди живут ради чувств... Однако самосовершенствующемуся нельзя жить по этому принципу». К различным пристрастиям, порожденным этими чувствами, нам следует относиться равнодушно и бесстрастно, чтобы в конце концов полностью освободиться от них» [1, с. 173-174], «любое душевное пристрастие нужно изжить» [1, с. 204], «постепенно ты будешь относиться к этим (человеческим - В.В.) чувствам бесстрастно, равнодушно, и, в конце концов, в процессе самосовершенствования полностью освободишься от них. Люди живут ради таких чувств, а ты нет» [2, с. 7].

Обязывает к избеганию близких отношений с членами семьи: «люди живут в заблуждении и никак не могут оставить свои чувства привязанности к семье. Никто не может освободиться от привязанности к своему ребенку» [1, с. 179], «тебе следует быть безучастным и правильно взвешивать обстановку, когда твои близкие и родные переживают страдания» [1, с. 238].

Отстаивает вредность лечения: «вылечить его (человека - В.В.) болезни - значит нарушить принцип Вселенной, разрешить человеку делать зло» [1, с. 60].

Настаивает на тщетности лечения для обычных людей: «для обычного человека, для тех, кто довольствуется мирской жизнью, излечение от болезней невозможно» [1, с. 12], «ничто тебе не поможет, если, будучи обычным человеком, захочешь лечиться» [1, c.59]; «самосовершенствующегося я тоже не заставляю отказаться от лекарства. Однако мы, самосовершенствующиеся, обращаем серьезное внимание на способность осознания. Ты не выдерживаешь и принимаешь лекарство как обычный человек. Пусть ты примешь лекарство. Мы же не говорим, что заурядным людям нельзя принимать лекарство. Мы лишь говорим, что у тебя не хватает уровня осознания» [2, с. 9-11], «если ты ведешь себя как простой человек, то, если ты заболел, конечно, можешь сделать и так: принять лекарство... По крайней мере, в данном вопросе ты остался обыкновенным человеком» [2, с. 12].

Спекулирует на стремлении быть здоровым, принуждает посещать свои лекции: «как бы тебе ни было тяжело, лекции продолжай посещать... Как бы плохо ты себя не чувствовал, приходи на лекции обязательно» [1, с. 73].

Проповедует страдание: «тебе надо испытать какие-то невзгоды, перенести какую-то долю горя и страданий. Недопустимо, чтобы ты ничего не переживал» [1, с. 73], «самые тяжелые страдания будут для тебя наиболее ценными... Ты должен побольше пережить горя» [1, с. 86], «нужно самосовершенствоваться в такой сложной среде, вынести страдание из страданий» [1, с. 279].

Пропагандирует насилие, одобряя давние жестокие обычаи: «не хватает нравов, тогда бей его батогами, если серьезнее, то отруби ему голову. Этот человек уже не человек, тогда отруби ему голову. Не нужен такой, который унижает достоинство человека» [2, c.58].

Описывает опасный опыт убийства таким образом, что подросткам или психопатичным лицам может захотеться его повторить, проверить.

Анализируемой доктрине присуще глубокое пренебрежение к человечеству нравственности. Призывая к соблюдению норм морали, активно морализируя, автор фактически противопоставляет человека этим нормам: «под загрязнением мощного потока общества, напоминающего крупный красильный чан, люди часто принимают ошибочные (желания - В.В.) за верные» [1, с. 47], «человеку слишком трудно понять что-либо, потому что обычные люди дезориентированы мирским обществом» [1, с. 234], «возможно, в обществе или на работе тебя обзовут плохим, но это не значит, что ты действительно недостойный, а если назовут тебя порядочным, то в действительности ты вряд ли заслуживаешь такой похвалы» [1, с. 20], «ты бы ошибся, если бы решил сделать что-нибудь лишь потому, что в обществе считают это правильным. То, что обычные люди называют хорошим, вряд ли можно считать хорошим. А то, что они считают плохим, вряд ли является плохим» [1, с. 126].

Унижает человеческое общество и человечество в целом: «в человеческом обществе уже нет духовных законов, которые могли бы поддержать мораль» [1, с. 80], «что касается человечества, то оно слишком ничтожно» [2, с. 20], «человечество сейчас разлагается. Везде дьяволы» [1, с. 93], «человеческому обществу кажется, что оно идет вперед, а на самом деле оно пятится назад» [1, с. 258], «мирское общество очень плохое,… оно… является воплощением свойства Вселенной и Дафа на самом низком уровне» [2, с.6], «человечество... представляется слишком жалким, жалким даже до невероятной степени» [2, с. 43].

Развитие человечества трактует как результат не прогресса, а упадка и моральной деградации: люди «потеряли возможность существовать на прежнем уровне и утратили его. Однако, не исправившись, они не удержались и на следующей ступени, стали падать дальше и в конце концов оказались на том уровне, к которому принадлежит человечество» [1, с. 11]. «Некоторые люди становились корыстными, и нехорошими и не могли остаться на высоком уровне иерархии. Они начали падать, и снова падали и падали. Наконец, попали на уровень обычных людей» [1, с. 85-86]. «Нравственность древних гораздо выше, чем у современных» [2, с. 50] «когда человек испортился, то упал вниз и, в конце концов, упал в то место, где находится человечество» [2, с. 50].

Настаивает на том, что человечество заслуживает на уничтожение: «падение человечества уже дошло до такой прискорбной степени, когда эти живые существа (люди - В.В.) должно уничтожить» [1, с. 12], «на этом уровне (обычных людей - В.В.) человек должен погибнуть, должен быть уничтожен» [1, с. 58], «раз человек попал на этот уровень (обычных людей - В.В.), то его надо окончательно уничтожить» [1, с. 86], «цивилизация человечества будет уничтожена. Это не то, что несправедливо, а то, что человек не годится сам по себе» [2, с. 21].

Обобщение данных проведенного анализа дает основания сделать такие основные выводы:

1. Доктрина «Фалунь Дафа» представляет вариант псевдорелигиозного эзотерического учения, нетрадиционного для украинской ментальности.

2. В основу доктрины «Фалунь Дафа» положена смесь псевдорелигиозных и псевдонаучных положений, которые дополняются требованиями неопровержимого признания авторитета ЕЕ вождя и подчинения ему.

3. Приобщение к теории и практики доктрины «Фалунь Дафа» может быть полезным для ограниченного количества лиц, склонных к зависимости и некритическому виденью действительности.

4. Значительное распространение идей доктрины «Фалунь Дафа» в обществе, в частности в современном украинском, повлекло бы, безусловно, вредные последствия. Такое распространение содержит в себе угрозу:

- популяризации невежества, мировоззренческих предрассудков и предубеждений;

- усиления идеологического противостояния;

- оправдание социального неравенства духовными причинами;

- обесценивания норм традиционной и общечеловеческой морали;

- нарушения обычных межличностных и семейных отношений;

- попадания в зависимость и унижения достоинства человека;

- нанесения вреда здоровью человека;

- оправдания страданий и насилия.
Доктор психологических наук, заведующий лаборатории психологии масс
Института социальной и политической психологии АПН Украины
Вадим Васютинский


Анализируемые материалы:

[1] Ли Хунчжи. Фалунь Дафа. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - 339с.: ил.;

[2] Ли Хунчжи. Закон Будды Фалунь. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - 80 С.:
«Украина сектантская»
 
13 июля 2009 admin
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Китайская секта «Фалуньгун» планирует вербовать жителей Феодосии и отдыхающих
  • Днепропетровские учителя вовлекают школьников в секту «Фалунь Дафа»
  • Новая наука человечества
  • Концепция слияния науки и религии с позиций единого знания о реальности мира
  • Украинские адепты секты «Фалуньгун» провели акцию в центре Киева
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время