В 85 километрах от Львова, на реке Тисьменице, расположился Дрогобыч - один из старейших исторических городов Галичины. Никто точно не знает, сколько ему лет, но его история точно продолжается уже более девяти веков. Поселение существовало там еще во времена Киевской Руси, поэтому Дрогобыч старше даже Львова.
О происхождении названия города существует несколько версий. Согласно первой, наиболее распространенной, топоним «Дрогобыч» связывают со словом «драговина», «драговиння» (болотистая местность, трясина, топь), ведь когда-то территория города действительно была болотистой. Согласно легенде, происхождение названия города связывают со словосочетанием «другой бок», ведь современный город расположился на другой стороне реки Серет (Побук).
Также есть еще одна, не менее распространенная версия, которую впервые упомянул Вагилевич в статье «Берда в Уриче» в 1843 году - «Дрогобыч» возник из поселения «Другой Быч». По этой легенде, когда-то давно у горы Тептюж было поселение Быч. Его окружали высокие валы и рвы с водой. Поэтому когда половцы его обступили, не смогли захватить штурмом, и тогда их хан Боняк Шелудивый прибег к хитрости. Его посланцы предложили крестьянам откупиться - от каждого двора дать хану по одному голубю и по одному воробью, и люди согласились.
Тогда нападавшие прицепили под крылья птиц подпаленные кусочки ткани. Город сгорел полностью, много людей погибло, а те, что выжили, на другой стороне реки Тисьменица основали Другой Быч. Впоследствии народ объединил два слова в одно и Другой Быч стал Дрогобычем. Однако следует отметить, что у этой легенды есть много хронологических неточностей, поэтому ее достоверность можно поставить под сомнение. К тому же она очень напоминает известную легенду о княгине Ольге и Искоростене.
Первое письменное документальное упоминание о городе датируется 6 ноября 1387 года (в городском акте Львова). Другое письменное упоминание о Дрогобыче, как одном из центров солеварения Европы, - в письме Папы Бонифация IX к перемышльскому римско-католическому епископу Эриху в 1392 году. И это не случайно, ведь древнейшая история города связана с солеварением. Соль, которую добывали здесь еще с княжеских времен, продавали по разным уголкам Европы. До сих пор в Дрогобыче действует один из старейших в Европе солеварных заводов. Также до сих пор сохранился древний герб города, на котором изображены его символы - девять конусообразных топок (бочек) для соли, символизирующие девять жуп (солеварен).
Городской статус и магдебургское право Дрогобыч получил в 1422 году. В середине XIX века в городе начали разработку нефтяных месторождений, построили первый в Европе нефтеперерабатывающий завод. Благодаря Дрогобычу и Бориславу Австро-Венгрия заняла третье место в мире по количеству добычи нефти. Поэтому неслучайно территорию Бориславско-Дрогобычского нефтяного бассейна называли «Галицкой Калифорнией».
С Дрогобычем связана судьба многих известных людей. Там родился Юрий Дрогобыч (Котермак) - украинский ученый, доктор медицины и философии, ректор Болонского университета, автор первой украинской печатной книги «Прогностическая оценка текущего 1483 года». Иван Франко длительное время проживал в Дрогобыче, учился в начальной школе и гимназии в 1864-1875 годах. Бруно Шульц - художник и писатель еврейского происхождения, родился, прожил всю свою жизнь и трагически погиб в Дрогобыче.
Соль, нефть, интересная история, выдающиеся фигуры, архитектура - это не полный перечень того, чем известен Дрогобыч. В Дрогобыче представлено большое количество различных религиозных конфессий, действуют около тридцати храмов: римско-католический костел святого Варфоломея, собор преподобного Иова Почаевского (УПЦ МП), три церкви УАПЦ - Успения Пресвятой Богородицы с нижним храмом святого Андрея Первозванного, церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы, храм Покрова Пресвятой Богородицы, церкви УПЦ КП, а также церковь евангельских христиан-баптистов.
Также в Дрогобыче есть около двадцати храмов УГКЦ: кафедральный собор Пресвятой Троицы, монастырь святых апостолов Петра и Павла, церковь Преображения Господня и многочисленные храмовые новостройки: Успения Пресвятой Богородицы, Вознесения Господня, Воскресения Христова, святого мученика Василия, Сретения Господня, святых Владимира и Ольги, Рождества Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Крестителя, священномучениц Веры, Надежды, Любви и Софии, Покрова Пресвятой Богородицы, Положения Ризы Пресвятой Богородицы (духовная станица), Самборской иконы Божьей Матери.
Одним из самых известных сакральных сооружений Дрогобыча и памятником архитектуры местного значения является кафедральный собор Пресвятой Троицы (УГКЦ), расположенный возле центральной городской площади на улице Трускавецкой. Храм построили в течение 1690-1709 годов на месте старой деревянной церкви Пресвятой Троицы. Сначала эта святыня была римско-католическим костелом, впоследствии, после достройки, - кармелитским. В 1808 году храм освятили как церковь Пресвятой Троицы, ею начали заниматься отцы василиане. Вследствие Львовского псевдособора 1946 года образовалась новая Самборско-Дрогобычская епархия Русской Православной Церкви, а ее кафедральным собором стал храм Пресвятой Троицы. 1 декабря 1989 года церковь вернули УГКЦ, впоследствии эта святыня стала кафедральным собором Самборско-Дрогобычской епархии УГКЦ.
Еще одной визитной карточкой города является монастырь святых апостолов Петра и Павла – василианская обитель УГКЦ, историко-архитектурный памятник. Монастырь был основан в 1775 году по инициативе епископа Братовского. Этот монастырь объединил ранее ликвидированные василианские монастыри в близлежащих селах - в Липше, Летне и Дережичах. Строительство деревянного монастыря и церкви святых апостолов Петра и Павла продолжалось с 1775 до 1777 годы, а уже в 1825 году он сгорел. Тогда игумен о. Иосафат Качановский получил у австрийского правительства разрешение на строительство нового каменного монастыря, который освятили в 1831 году в день святого Иосафата. С тех пор храм святых апостолов Петра и Павла получил дополнительное название «священномученика Иосафата».
Во времена советской оккупации рядом с этой святыней открыли застенок НКВД, в котором до смерти замучили иеромонахов ордена святого Василия Великого Севериана (Бараника), Акима (Сенкивского), Виталия (Байрака). 22 февраля 1990 года монастырь вернули УГКЦ и он возобновил свою деятельность. А в память о дрогобычских новомучениках УГКЦ построили церковь священномучеников Севериана, Акима и Виталия. Это деревянный храм, построенный в гуцульском стиле. 27 июня 2001 года Папа Иоанн Павел II провозгласил блаженными 28 новомучеников УГКЦ, в том числе и трех дрогобычских. Вскоре после этого, в 2002 году, в городе образовалась община, которая основала духовную станицу дрогобычских священномучеников. Позже в их честь построили церковь.
Церковь Преображения Господня - греко-католическая церковь 1863 года, расположена в Задвирнянском предместье на улице Стрыйской. Первое упоминание о церкви Спаса датируется 1640 годом. В течение 1863-1868 гг. на ее месте построили новый храм и освятили в 1869 году. Во времена Советского Союза в 1955 году церковь закрыли, разрушили и перестроили под школу. Во времена независимости Украины храм отстроили.
Еще одной величественной святыней города является костел святого Варфоломея, который еще называют Варфоломеевским или Вознесенским. Этот римско-католический храм является одной из старейших архитектурных жемчужин Дрогобыча, памятником архитектуры национального значения. Расположен в самом сердце города - у Рыночной площади на улице Галицкой. На его месте раньше был княжеский замок, а в 1392 году по приказу короля Владислава II Ягайло началось строительство костела. Храм существенно пострадал во время татарских набегов. Позже, в 1511 году, его восстановили и освятили. В 1548 году костел окружили рвом с водой, построили несколько оборонительных деревянных башен и одну каменную.
В конце XVIII века укрепления разобрали, а каменную оборонительную башню перестроили в колокольню, которая сохранилась до наших дней и является памятником архитектуры национального значения. После Второй мировой костел закрыли и устроили там склад. Поэтому многие элементы интерьера были уничтожены, несколько интересных элементов сохранилось, в частности фрагменты росписей художника Андрея Солицкого, фреска с изображением святого Христофора, фрески на историческую тематику, ренессансное скульптурное надгробие Екатерины Рамультовой авторства Себастьяна Чешека. В 1989 году храм вернули римско-католической общине города.
Церковь святой великомученицы Параскевы-Пятницы рядом с церковью святого Юра и Воздвижения Честного Креста является одной из древнейших церквей города. Это жемчужина народного деревянного зодчества, одноверхий трехсрубный храм. К сожалению, о нем осталось немного свидетельств. Первое упоминание о церкви святой Параскевы на этом месте датируется 1496 годом. Это была небольшая церквушка, которая сгорела в пожаре в 1815 году. А уже в 1855 году на ее месте построили храм святой Параскевы, который сохранился до сих пор. Неподалеку от церкви в XVIII веке построили колокольню оборонного типа. Во времена Советского Союза церковь была закрыта, ей удалось избежать разрушений внутреннего убранства. В 1990 году храм передали общине Украинской Автокефальной Православной Церкви.
Кроме церкви святой великомученицы Параскевы-Пятницы в Дрогобыче действуют еще две церкви УАПЦ - храм Покрова Пресвятой Богородицы и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Строительство Успенской церкви началось в 1995 г., а в 2009 г. храм освятили. Он стал двухпрестольным: верхний храм - Успения Пресвятой Богородицы, нижний - Андрея Первозванного.
Строительство кафедрального собора св. Иова Почаевского УПЦ (МП) началось в 1991 г. освящением деревянного креста, а завершилось в 2006 г. В 1994 г. состоялась закладка камня под строительство кафедрального собора. В нем для поклонения находятся частица Честного и Животворящего Креста Господня и мощи св. Тихона Московского, сщмч. Владимира – митрополита Киевского и Галицкого, св. Феодосия Черниговского, прп. Иова Почаевского.
В Дрогобыче есть две деревянные церкви, построенные неподалеку от солеварни, - церковь святого Юра и храм Воздвижения Честного Креста. Памятник сакральной архитектуры национального значения, один из самых ярких образцов галицкой школы народной архитектуры, который называют «поэмой в дереве», «рукотворным чудом» и «жемчужиной украинского деревянного зодчества», - дрогобычскую церковь святого Юра в 2013 году внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположился храм в пригороде старого Дрогобыча, которое называлось Звариче. От главной городской площади туда 10 минут пешком.
История храма чрезвычайно интересна. Существуют легенды, что на месте Свято-Юрской церкви была предшественница, которая горела во время татарских набегов. Она была небольшой, шатрообразной и заканчивалась примерно на том месте, где есть порог к бабинцу (гинекониту). В XVII веке Дрогобыч увеличивался, возникла необходимость расширить церковь. Поскольку дерево для строительства было слишком дорогим, община не могла его купить. Кроме того, прежде чем строить из дерева, надо было запастись терпением. Чтобы древесина служила долго, ее вымачивали в соляной рапе, в масличных маслах и нефтяных растворах, а затем высушивали. Этот процесс длился около 100 лет. Поэтому дрогобычцы решили купить уже готовую церковь.
В 100 км в селе Надиев (около Долины Ивано-Франковской области) как раз ставили каменную церковь, а старую деревянную разбирали. Поэтому дрогобычская община выменяла девять повозок соли на дерево этой церкви, которое затем использовала для перестройки своего храма. В 1657 году дрогобычский архитектор Григорий Тесля перестроил церковь и придал ей тот вид, который сохранился до сих пор. Церковь стала трехдельной, она состоит из алтарной части, квадратного центрального нефа и притвора. Храм увенчали тремя барокковыми куполами. С двух сторон к центральной части присоединены клиросы, благодаря которым церковь в плане имеет крестообразный вид. Снаружи вокруг нижней части храма размещена широкая арка-галерея на столбах, которая продолжается хорами над притвором. На карнизах и стенах на втором ярусе бабинца сохранились элементы росписей.
Особенность Свято-Юрской церкви - в том, что там сохранился второй амвон - Введенская часовня, расположенная над притвором. На одном престоле нельзя было отправлять третью дневную службу, поэтому возникла потребность в построении часовни. По сути, каждая такая церковь превращалась в две церкви в одной. До сих пор их остались единицы. В верхней церкви частично сохранился иконостас ХV века - царские врата и обрамления для икон, также там можно увидеть художественные росписи. Но сейчас там идет реставрация, поэтому почти все пространство Введенской часовни заставлено лесами.
Настоящей жемчужиной храма являются росписи XVII века и иконостас авторства дрогобычского художника Стефана Поповича-Медицкого. Иконостас липовый, резной и позолоченный. Художник работал над ним 10 лет - с 1659 до 1669 гг. Затем начал работу над стенными росписями, впоследствии украсив верхнюю церковь. Иконостас состоит из цокольного ряда, основного наместного, праздничного, пророческого и апостольского рядов. Для икон использовали сусальное золото высшего сорта.
В наместном ряду с правой стороны от Золотых Ворот размещена икона Иисус Учитель, правая крайняя икона - святой Юрий, в честь которого названа церковь. Слева - Богородица Одигитрия (с греческого «Указывающая путь») рукой указывает на Иисуса Учителя. Слева от нее есть икона святой Троицы. Ниже идет цокольный ряд. Над наместным рядом - святочный ряд, где изображены двенадцать основных праздников в году.
Выше расположен пророческий ряд, он состоит из шести икон. По правилам он должен быть над апостольским рядом, но в этой церкви апостольский ряд расположен выше. Все потому, что в ХV веке там, где заканчивалась церковь, был источник, а в ХVII, когда перестраивали церковь, он вероятно засох и о нем совсем забыли. Во второй половине XVIII века, когда церковь уже расписали, поднялась вода, поэтому церковь вынуждены были поднять в полтора локтя вверх, и чтобы пророческий ряд не закрывал настенные росписи над алтарем, его перенесли ниже.
Следующий, самый высокий, ряд - апостольский. В апостольском ряду слева от Иисуса Христа изображен святой Петра, который держит ключ, очень похожий на родной ключ от этой церкви. Два нижних ряда, цокольный и наместный, были «отреставрированы» в 60-х годах ХХ века. Иконы заново покрасили - покрыли краской, а резьбу иконостаса - бронзой, которая со временем потемнела. Иконостас церкви св. Юра в Дрогобыче имеет высокую художественную ценность, там сохранилась уникальная иконография. По геометрической форме иконостас квадратный. Прямоугольные формы икон в цокольном и праздничном ряде контрастируют с овальными рамами в пророческом ряду и с аркоподобными рамами наместного и апостольского ряда.
В Украине осталось лишь несколько деревянных храмов, в которых сохранились росписи. Среди них - церкви Честного Креста и святого Юра в Дрогобыче. Росписи Свято-Юрской церкви датируются XVII веком. Они сплошь покрывают стены, ярусы и своды куполов. Художники использовали натуральную краску, ее основа - это яичный желток, высушенные корни растений и деревьев, цветные глины и пигменты, освященная вода.
Говорят что над иконостасом нет никаких росписей, потому что это «дорога вверх». Особенность этой церкви состоит в том, что стена над иконостасом полностью расписана. Такое можно увидеть только здесь и в Воздвиженской церкви. С правой стороны над апостольским рядом есть три ряда настенных изображений, как пытали апостолов за их веру в Иисуса Христа - св. апостол Петр вверх ногами на кресте, св. апостол Андрей распятый. Над апостольским рядом посередине во второй строке изображено как апостол Лука пишет икону Девы Марии, и левее - как мальчик-помощник растирает темперу в ступке. Существует версия, что художник Стефан Попович-Медицкий таким образом изобразил себя.
Слева от иконостаса на боковой стене над окнами изображена сцена Страшного Суда. Наверху сидит Иисус Христос на облаке, ниже - Евангелие, с двух сторон от которого сидят апостолы. Вероятно Медицкому чем-то не угодили женщины, потому что на его росписях в рай идут только мужчины, а женщины - в ад. Между окнами изображена Божья рука правосудия, она держит весы. Весы тянет черт, ангел не может тянуть, потому что это было бы несправедливо, поэтому он стреляет в черта из лука. Ниже на этой же стене, за лесами Стефан Попович-Медицкий изобразил ад - пасть «геенны огненной», в которой стоит черт, а у него на коленях сидит Иуда. У этого изображения в углу у окошка изображены три смертных грехах для мужчин - пьянство, супружеская измена и содомский грех. На правой стене над окошечком сохранился акафист Деве Марии.
Продолжил украшать церковь сын Стефана Поповича-Медицкого Иван. На хорах он изобразил родословное древо Девы Марии. Внизу сюжета пророк Ессей, который первым сообщил, что на землю сойдет Мессия. Интересно, что художник изобразил древо не в виде виноградной лозы, как это традиционно бывает, а в виде дуба, а на нем растения, характерные для этого региона - тюльпаны, ромашки, ежевику и малину. В последнее очередь расписали бабинец - в 1711 году, поскольку до того у общины не хватало средств на его отделку. Бабинец построили в виде ковчега. Говорят, что когда перевозили церковь из села Надиева, это была ее алтарная часть. Автор росписей притвора неизвестен, но это был художник без художественного образования.
Двое дрогобычцев - бездетная пара Мария и Онуфрий - отдали свои сбережения на роспись притвора. В благодарность за их щедрость художник изобразил Марию Египетскую и святого Онуфрия, и как их Господь благословляет. Мария Египетская была блудной женщиной в городе Александрия. К ней в заведение пришла группа мужчин, они ехали в Константинополь на богослужение. Мария поехала с ними, но в церковь зайти не смогла, потому что не пускали ее грехи. Когда она стояла возле церкви, над ней явилась Матерь Божья. Тогда Мария Египетская пошла в пустыню и провела там 48 лет. По легенде, она настолько выпросила прощения у Бога, что когда молилась, поднималась над землей. Святой Онуфрий - первый монах-отшельник, который посвятив свою жизнь молитвам к Богу. Святой Онуфрий имеет длинную бороду, чтобы прикрыть свою наготу.
На стене между притвором и центральным нефом - большой сюжет «Покрова Богородицы», чтобы каждый видел, что мы под ее опекой. На шести клеймах изображено, как Дева Мария среди ангелов помогает нуждающимся. Ангелы спускается к людям, кормят голодных, поят жаждущих людей из кувшина. Несколько клейм и других сюжетов на стенах бабинца остались незавершенными, вероятно из-за смерти художника. Завершающий сюжет - «Адам и Ева» - был также списан с Марии и Онуфрия. В притворе есть икона Марии Снежной ХVII века, кисти Стефана Поповича-Медицкого, которую он написал по заказу итальянцев, арендовавших в тот период солеварню.
Высокохудожественные росписи, которые украшают все внутреннее пространство храма, от пола до сводов, а также резной иконостас, гармонично объединяются в архитектурно-художественную симфонию. Колокольню церкви св. Юра построили начале XVIII века. Ее неоднократно ремонтировали, но она сохранилась в своем первоначальном виде. В ее формах сочетаются черты деревянной оборонной и храмовой архитектуры. Действовала церковь до середины XX века. Сегодня она функционирует как музей. Богослужение там происходят 6 мая на праздник Юрия, на второй день Пасхи, в праздник Троицы. Также в храме венчаются и крестят детей.
Неподалеку от церкви Святого Юра, на улице Зварицкой, расположена еще одна старинная деревянная церковь - храм Воздвижения Честного Креста. Святыня имеет большую художественную ценность как образец древнего деревянного галицкого зодчества, и является памятником архитектуры национального значения. Воздвиженская церковь примерно на полвека старше своей соседки церкви святого Юра. Построили ее в XV веке. Храм на этом месте упоминается в документах 1496 года. Воздвиженская церковь была приходской церковью солеваров.
Существует версия, что она неоднократно горела во время татарских набегов. Впоследствии, в 1661 году дрогобычцы ее отстроили, расширили и построили на эмпоре над притвором часовню св. Иоанна Крестителя с выходом на открытую внешнюю галерею. Таким образом церковь стала двухверхой. Слева от входа в храм есть деревянная лестница в часовню. В часовне был живописный иконостас авторства художника Стефана Поповича-Медицкого. К сожалению, иконостас не сохранился до сих пор. Но сохранились настенные росписи в часовне. Интерьер церкви поражает суровой простотой и величием одновременно. Живопись датируется разными периодами - восточные приделы церкви были расписаны в 1613 году, центральный сруб - в 1736 году, а часовня над притвором - в 1672 году, на средства Ивана Кобриновича. А в 1735 года была расписана стена, разделяющая неф и алтарь.
К сожалению, нет точных сведений относительно авторства храмовых росписей, но вероятно алтарную часть украсил некий художник Григорий в первой половине XVII века. Стоит отметить, что сохранены росписи в алтарной части - это особенность Воздвиженской церкви, ведь, кроме храма святого Юра, этого вы не увидите ни в одной другой деревянной церкви в Галичине. Над иконостасом сохранились росписи «мученической смерти апостолов», а с другой стороны изображено, как апостол Лука пишет икону Девы Марии - сюжеты, как в церкви святого Юра. Портал входной двери украшен росписями с ликами святых.
Иконостас четырехъярусный, пирамидальный, разновременной, по геометрической форме - квадратный. Изготовлен из липы, в резьбе использованы ренессансные мотивы. Иконостас состоит из цокольного ряда, основного наместного, святочного и апостольского рядов. Вероятно, что иконостас создавали различные мастера. Наместный и святочный ряды украсил художник Федько в начале XVII века. Верхний апостольский ряд расписал священник церкви святой Параскевы в Дрогобыче о. Петр Метельский, примерно в 1780 году. Центральную икону апостольского ряда написал о. Василий Глибкевич в середине XVIII века.
Неподалеку от церкви, ближе к дороге, во второй половине XVII века построили деревянную храмовую колокольню. Квадратная в плане, трехъярусная, высотой 25 метров, под палаточной крышей, колокольня сохранилась до наших дней, однако она требует немедленной реставрации. Церковь Воздвижения Честного Креста вместе с монументальной колокольней, построенная в формах деревянных оборонительных башен, образует гармоничный ансамбль. В середине ХХ века богослужение в храме прекратились. Впоследствии его реставрировали и превратили в музейный объект.
Церковь расположена на территории городской пожарной части, но во двор храма могут зайти все желающие. Однако попасть в церковь не так просто. Хотя храм и является музеем, он нуждается в реставрации, поэтому практически все время он закрыт. Туристы посещают эту святыню не так часто, и экскурсии там не проводят. Но все же эта чрезвычайно красивая деревянная церковь была и остается украшением Дрогобыча. В Воздвиженской церкви проходит богослужение на второй день Пасхи, на Юрия (6 мая) и на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября).
Иудейская история Дрогобыча является одной из старейших в западной Украине. Первое упоминание о евреях в Дрогобыче относится к 1404 году, когда банкир польского короля Ягелло еврей Волчко взял на откуп дрогобычские соляные копи. Дрогобыч является третьим городом Червонной Руси после Львова и Любомиля, в котором упоминается о присутствии евреев. Таким образом, еврейская община Дрогобыча является одной из старейших в регионе. С тех пор, когда в Дрогобыче началось промышленное производство соли (XV в.), а затем нефти (XIX в.), и до начала Второй мировой войны в городе была огромная еврейская община, которая объединялась вокруг нескольких синагог.
Крупнейшая городская синагога не раз подвергалась разрушениям и пожарам. Однако каждый раз ее восстанавливали. Строительство Великой хоральной синагоги, которая сохранилась до сих пор, началось в 1842 году и продолжалось более двух десятков лет, до 1865 года. Построена по образцу синагоги в городе Кессель (Германия), эта божница стала в то время крупнейшей во всей Европе. До сих пор она остается самой большой синагогой в западной Украине. Построение синагоги датируется периодом расцвета нефтяной промышленности Дрогобыча, когда почти половину жителей города составляли евреи.
Печальная страница в истории как этой, так и других синагог, начинается в 1939 году, когда советская власть устроила в синагоге конюшню, потом склад соли и магазин мебели. Поэтому неудивительно, что здание подверглось большим разрушениям. А дальше был Холокост и фактическое уничтожение всех евреев и их божниц. Вернули синагогу еврейской общине города лишь в 1990-х годах, после обретения Украиной независимости. Долгое время здание стояло пустым, с 2013 года еврейская община, средствами меценатов, начала восстановления синагоги. Сегодня полностью отреставрирован фасад синагоги. Хоральная синагога была далеко не единственной еврейской божницей в городе. До Второй мировой войны в Дрогобыче было около 20-ти синагог и молитвенных домов, сегодня их осталось всего восемь, однако даже те, что сохранились, не являются действующим.
Большинство иудеев Дрогобыча были хасидами. Они объединялись вокруг различных цадиков-праведников. Последователи каждого цадика обычно устраивали отдельные молитвенные дома, в которых создавалась особая атмосфера единомышленников: во время молитвы использовались мелодии, присущие данному направлению в хасидизме, во время застолий рассказывались истории о чудесах цадиков, а когда цадик посещал Дрогобыч, молился там вместе со своими хасидами и вечером в субботу устраивал большое застолье. Так, в Дрогобыче были уважаемые цадики из Бэлза (один из самых известных хасидских центров в мире) - их молитвенный дом (клойз Нахума Гирша) был на ул. Подвальной 3, а молитвенный дом самборских цадиков был на ул. Школьной. О месте молитвы комарнянских хасидов не известно.
Только один значительный хасидский цадик рабби Хаим Мейер Иехиел Шапиро (1864-1924) жил в самом Дрогобыче и у него был собственный молитвенный дом (где он был - не известно). В Дрогобыче поселились несколько потомков хасидских цадиков, именуемых среди евреев «ейниклах», то есть внуки. Они не возглавляли отдельных направлений в хасидизме, и у них не было своих последователей, однако некоторые из них имели собственные молитвенные дома.
Проживали в Дрогобыче и сторонники иудейской реформации (Гаскалы) или прогрессивного иудаизма. Их известной синагогой была «Осей Хесед» на углу улиц Ивана Мазепы и Шолом-Алейхема, построенная в 1909 году на средства еврейской интеллигенции и купцов. Сейчас иудейская община Дрогобыча гораздо меньше, а потому многие из их домов или уничтожены, или используются по другому назначению.