Августа 23, 2017, 00:31:14 am *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: SMF - Just Installed!
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Вернуться на сайт «Украина сектантская»

Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Священник, которого боялись коммунисты  (Прочитано 1180 раз)
predator
Младший писатель
**
Offline Offline

Сообщений: 59


« : Июня 29, 2016, 07:48:31 am »

«Я еще такого не видел» - вспоминал о встрече с героем нашего рассказа совершенно озадаченный работник советских «компетентных органов». Для коллег и начальников этого службиста такие люди до самого конца советской империи были живым опровержением мифа о «всесилии» карательно-репрессивного аппарата и тотальной «победе» коммунистической идеологии. Надоедливым напоминанием о том, что веру не истребить ни длительными тюремными сроками, ни десятилетиями запретов и циничной лжи. В конце концов, невыносимым свидетельством того, что и после насильственной (окончательной, как надеялись коммунисты) ликвидации Греко-Католической Церкви последняя продолжала жить в подполье и бороться за человеческие души...

Этот год является особенным для светлой памяти о. Михаила Винницкого. Ведь на 2016-й приходится несколько круглых дат, связанных с этим харизматичным священником: девяносто лет со дня рождения, двадцать лет со времени ухода за вечной наградой, шестьдесят лет от получения таинства священства. Из почти четырех десятилетий, отпущенных на пастырское служение, более тридцати лет прошли для отца Михаила в новейших катакомбах, из них десять - в местах лишения свободы...

Родился Михаил Винницкий 14 октября 1926 года в селе Чайковичи (теперь - Самборский район Львовской области) в набожной семье. По окончании восьмилетней школы в 1941 году вступил в ювенат - мужскую гимназию, открытую монахами-редемптористами (Чин Святейшего Искупителя) при монастыре Божьей Неустанной Помощи в Збоисках вблизи Львова. Ювенат (или малая семинария) стараниями отцов конгрегации только возобновил работу после перерыва, вызванного вступлением большевиков и национализацией монастыря.

За более чем двадцать лет существования збоищанского ювената немало его выпускников пополнили ряды Ордена Редемптористов: их путем идет и юный Михаил. 19 августа 1944 года он начинает послушничество, а год спустя, 21 августа 1945 года, составляет первые обеты. И путь к реализации призвания окажется долговременным и нелегким.

В то время как 18-летний Михаил начинает обучение в семинарии Редемптористов в Голоске Великом - еще одной резиденции конгрегации в окрестностях Львова (ныне - ул. Замарстыновская, 225) - полным ходом идет насильственная ликвидация Греко-Католической Церкви, официально – «воссоединение» греко-католиков с Русской Православной Церковью. Под прицел режима попадают монашеские сообщества, в частности - Чин Святейшего Искупителя, чьи миссионеры пришли в Галичину по приглашению великого митрополита Андрея графа Шептицкого еще перед Первой мировой войной. Чтобы «обезвредить» монахов, большевики прибегают к разным методам. Воспитанников Голосковской семинарии вместо миссионерства ожидает служение несколько иного характера.

В июне 1946 года студента Михаила Винницкого, вместе с собратьями Марьяном Галаном, Теофилом Олейником, Владимиром Пиговским и Василием Посталенюком, мобилизуют в армию. Из всей пятерки вскоре останется только Михаил: Марьян Галан умрет в заключении (сейчас идет процесс беатификации Слуги Божьего Марьяна Галана), остальные не вернутся в монастырь.

С июля 1946-го по январь 1950-го молодой студент-редемпторист служит в стрелковом полку в Южно-Уральском военном округе (ЮжУрВО). Не оставляет надежд исполнить собственное призвание. Молится, читает религиозную литературу, которую передают из дома родные, чем раздражает начальство, а с ним и «органы». Это и вызывает арест будущего пастыря (первый из нескольких) сразу же после демобилизации и возвращения домой. Приговор - десять лет лагерей. В то время из 44 редемптористов Львовской вице-провинции почти половина карается в тюрьмах и лагерях. Среди них - один епископ (Николай Чарнецкий, позже беатифицирован), 13 священников (из 26), один брат (из 14), все 3 студента (Михаил Винницкий, Марьян Галан, Евстахий Смаль). В числе редемптористов, арестованных и осужденных на различные сроки заключения: отцы Василий Величковский (впоследствии беатифицирован), Владимир Стернюк, Роман Бахталовский, Василий Рудка, Иван Юськив, Богдан Репетило, Евгений Пелех, Григорий Мисак, Иван Зятык (впоследствии беатифицирован), Петр Козак, брат Авксентий Кинащук и другие.

Михаил отбывает свой срок в ВятЛаге (Вятский исправительно-трудовой лагерь) - одном из крупнейших в системе сталинского ГУЛАГа, расположенном среди болот Верхнекамского района Кировской области. Будущий пастырь работает на лесоповале, пока его не освобождают досрочно 25 июля 1955 года. Вернувшись во Львов, он устраивается работать завхозом в школе № 34, в то же время продолжает обучение в подпольной семинарии.

11 ноября 1956 года Михаил Винницкий, наконец, составляет вечные обеты. В тот же день он получает и священничество из рук владыки Николая Чернецкого, который всего за несколько месяцев перед тем освободился из советских концлагерей. Начинается самая длинная глава в жизнеописании нашего героя - служение для преследуемой, загнанной в новейшие катакомбы Церкви. Десятилетия богослужений в частных домах, лесах или закрытых храмах, таинств, совершенных под покровом ночи, обысков, допросов в КГБ, судилищ и тюремных лишений. Время, когда исполнять священный долг приходится при необычных обстоятельствах и в самых неожиданных местах.

Между тем, несмотря на все препятствия со стороны коммунистической власти, подпольная Церковь продолжает жить; невзирая на запугивания и агрессивную пропаганду, немало молодых людей выбирают этот путь. Видя, что и вся Церковь, и родной Чин требуют хороших пастырей, отец Михаил берется преподавать в подпольной духовной семинарии. В этом сверхважном деле ему помогают честные подвижники, собратья - отцы Роман Бахталовский, Павел Маик, Иван Юськив, Василий Михайлюк, Павел Дмуховский, Евгений Пелех, Евстахий Смаль, Михаил Лемишка и другие.

На одного из самых активных священников запрещенной УГКЦ сразу же обращают внимание чекисты. 18 февраля 1964 отца Винницкого вдруг арестовывают и приговаривают к трехлетнему заключению. Наказание приходится отбывать в Кировоградской области, но недолго: местоблюститель митрополичьего престола владыка Василий Всеволод Величковский подает апелляцию в Верховный Суд СССР и в декабре того же года священнослужителя увольняют. Это были только первые месяца хрущевской «оттепели», относительно «либеральные», поэтому такое оказалось возможным.

Выйдя на свободу, отец Михаил, вместе с другим не менее харизматичным редемптористом о. Евстахием Смалем, по поручению владыки Величковского, занимается мирянским движением при редемптористическом сообществе в лице Братства Матери Божьей Неустанной Помощи, которое в 1975 году трансформируется в Третий Чин редемптористов. Также отец активно работает с набожной молодежью, параллельно (легально) занимаясь сбором лекарственных трав.

Начало семидесятых отмечается новой вспышкой гонений на греко-католиков, которые не обходят и конгрегацию редемптористов. Арестовывают, сажают, а потом высылают из страны владыку Василия Величковского, арестовывают и осуждают отцов Романа Бахталовского и Николая Волосянко, проводят обыски у протоигумена Львовской вице-провинции о. Филимона Курчабы и о. Владимира Стернюка, жестоко бьют отцов Смаля и Пелеха. 17 января 1975 года о. Михаила Винницкого арестовывают в третий раз. На этот раз приговор - пять лет тюрьмы с тремя годами ссылки. Наказание священник отбывает сначала в Желтых Водах (Днепропетровская область), а затем в Казахстане. Во Львов возвращается только в июле 1982-го, непокоренный и готовый к дальнейшей борьбе.

Его отказываются прописывать, ему угрожают. Но отец Михаил - не из тех, кого запугаешь проверенными советскими методами. «Власть его боялась, а не он действующей власти» - коротко подытоживает собрат отца владыка Михаил Колтун.

Проблемы с пропиской не могут остановить пастырской работы отца Винницкого, но они становятся основанием для очередного - четвертого (!) - ареста монаха-редемпториста в июне 1985 года. «Самый гуманный» в мире суд на этот раз дает пять лет лишения свободы и столько же - ссылки в Архангельской области. Для подпольного иерея тюрьма не помеха. Отец Михаил и там продолжает быть «всем слугою», иногда обращая к Богу даже бывалых уголовников...

На дворе, однако, горбачевская «перестройка». Чтобы убедить мир в искренности собственных намерений, советская власть вынуждена понемногу выпускать из тюрем «антисоветчиков», среди них и греко-католических священников. Отец Михаил Винницкий выходит на свободу в декабре 1987 года, став последним иереем преследуемой УГКЦ, освобожденным из мест лишения свободы.

С 1988-го по 1992-й отец Винницкий выполняет обязанности магистра послушников в Ордене Редемптористов. Свою первую встречу с отцом-магистром в сентябре 1990 года описывает о. Евгений Задорожный, Чин Святейшего Искупителя, - на тот момент 18-летний парень, который только осознал свое призвание к монашеской жизни. К харизматичному священнику его направил тогдашний протоигумен владыка Филимон Курчаба. «Помню, как сегодня, как долго я искал квартиру отца Винницкого. - рассказывает отец Евгений. - Я Львова тогда совершенно не знал. Адрес был - улица Городецкая. Я нашел такую улицу, а номера дома не мог найти и прошел по улице Шевченко почти до конца и расспрашивал, и снова возвращали меня обратно. В эти моменты часовых поисков по Львову приходила мысль все бросить и поехать домой. Наконец нашел квартиру отца Винницкого. [...] Отец Винницкий дал мне адрес, где вечером должна быть Служба Божья в 18 часов и я должен был туда прийти. Я пришел, там было несколько ребят, потом пришел сам отец, были и женщины, и отец начал править Литургию. На первых минутах меня объял большой страх и всякое дьявольское, мысли (куда ты попал, беги отсюда, это какая-то секта, Служба Божья какая-то не такая...). Не знаю, как я удержался, потому что уже собирался выходить и бежать. Вскоре после обедни мы поехали на место, где должны были проходить реколлекции. Был вечер, когда мы добрались на место (Рясна Русская, дом подпольного католика). Мы пришли в дом, где уже был о. Михаил Винницкий и другой о. Михаил Шевчишин. Злой дух от меня не отходил, злые мысли, страх, самолюбие, гордость и прочее вползало мне под сердце, шептало мне, что я не туда попал, беги отсюда, но Господь Бог держал меня [...] Все плохое отступило от меня...».

В июле 1992 года отца Винницкого назначают префектом бывшего костела Марии Снежной (улица Снежная, 2) - одного из древнейших храмов Львова, закрытого в начале 1950-х годов. В советский период там располагался склад, позже - Музей фотографии. Только в 1995 году здание костела передают Конгрегации редемптористов. Отныне здесь находится церковь Матери Божьей Неустанной Помощи. Отец Михаил служит в ней до конца жизни. Также с октября по декабрь 1993-го исполняет обязанности настоятеля монастыря св. Климента (провинциального дома отцов редемптористов) на улице Франко, 56.

Умирает о. Михаил Винницкий 12 октября 1996 годп, двух дней не дожив до своего семидесятилетия. Похоронен один из крупнейших подвижников Ордена Святейшего Искупителя в Украине на Голосковском кладбище.

Отец Михаил прожил жизнь истинного апостола, которого не смогли сломить ни запреты, ни тюрьмы, ни всевозможные искушения. Его пример может многому научить разных людей, как верующих, так и равнодушных к религии. Прежде всего - иметь смелость отстаивать свои убеждения, не прогибаться под власть имущих и изменчивый мир, быть верным до конца. Память о героях вроде о. Михаила Винницкого - залог того, что какими бы ни были сегодняшние реалии или политическая конъюнктура, мы научимся ценить то, что имеем, и сумеем его сохранить.

Александр Шейко
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP | Sitemap Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0.016 секунд. Запросов: 21.
Все права соблюдены