Мая 26, 2017, 22:53:56 pm *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: SMF - Just Installed!
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Вернуться на сайт «Украина сектантская»

Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Тропами Маркияна Шашкевича  (Прочитано 742 раз)
Никита Рязанский
Старший писатель
***
Offline Offline

Сообщений: 139


« : Мая 04, 2016, 08:51:54 am »

Сегодня очень популярен туристический маршрут, который называют «Золотая подкова»: дворцовая архитектура Олеского, Подгорецкий и Золочевский замки никого не оставят равнодушным. Посещая замок в Олесько, я заметила указатель к мемориальному музею о. Маркияна Шашкевича в Подлесье, который виден с киевской трассы. Сразу сделала себе «зарубку» в уме: надо будет при случае посетить.
И такая возможность представилась весной 2011 года, когда Фонд святого Владимира в Киеве организовал путешествие жизненными тропами М. Шашкевича как отмечание 200-летия пробудителя Галичины. В предлагаемое путешествие входило посещение музея в Подлесье. Другие пункты нашего маршрута - села Деревня и Нестаничи, Новоселки - ничего мне не говорили. Нас сопровождала гид-волонтер и одновременно семейный шашкевичевед Ирина Дутковская, урожденная Крушинская (из этого рода происходила, как известно, жена Маркияна Шашкевича - Юлия Крушинская).
Забегая вперед, могу сказать, что наша проводница оправдала надежды, посвятила нас в биографию Шашкевича, очень подробно рассказав много неизвестных фактов из деятельности отца Маркиана и его эпохи на основе своих исследований семейного дерева, фотографий, пересказов и тщательной проработки документов в многочисленных архивах и библиотеках.
Маркиян Шашкевич прежде всего был священником, для которого просвещение, писательская деятельность и общественная работа стали неотъемлемыми аспектами ежедневной духовной работы. Он понимал, какую роль в жизни украинской Галичины играет Греко-Католическая Церковь: ей предстояло стать в обороне от ополячивания населения, утверждать его национальную тождественность. И. Дутковская проиллюстрировала это на примере борьбы греко-католических священников, а в первую очередь Маркияна Шашкевича за кириллицу в украинском языке.
Лаконичный рассказ о тогдашнем быте священнических семей реально подтвердил визит в село Деревня на Жовковщине. Здесь нас гостеприимно встретил местный священник, показал церковь и приходской дом, сохранившийся со времен основания прихода в селе. Деревня как-то выпала из карты шашкевичеведов, отметила Ирина Дутковская, а несмотря на это, данное село долгое время было семейной парафией отцов Крушинских, из рода которых жена Маркияна Шашкевича.
Именно в селе Деревня у отца Подолинского, позже декана этой же церкви, по просьбе тестя - отца Крушинского – сочетались браком Юлия Крушинская и Маркиян Шашкевич. Также И. Дутковская поделилась семейным преданием о знакомстве молодой пары, которое произошло на одной из таких священнических свадеб и переросло в романтическую любовь, завершившуюся браком. Юлия Крушинская оказалась не только образцовой женой священника, любящей матерью, но и преданной подругой в общественной работе своего мужа.
Отец Маркиан разговаривал и вел службу по-русски. Позже он объяснит свой выбор в стихотворении о «русской матери», а жена поддерживала его в этих начинаниях. Молодые супруги долгое время жили в Деревне. Церковь и приходской дом от тех времен, когда там жил Маркиян Шашкевич в семье тестя отца Крушинского, не знали перестроек и модных сегодня «евроремонтов».
Нынешний пастырь о. Горинецкий рассказывал о том, что громада поддерживает порядок и сознательно не инициирует каких-то кардинальных перестроек как помещения приходского дома, так и церкви. «Разве только подкрашиваем пол или белим стены - это максимальные строительные работы, которые здесь велись», - присоединяется к разговору местная учительница Мария. В этом доме чувствуется преемственность традиции; когда духовная и просветительская жизнь местной громады группируется вокруг семьи священников.
Одна из моих спутниц в этом путешествии, архитектор по специальности, войдя в комнату и увидев, что полностью сохранена тогдашняя аутентика жилья священника - иконы, печи, пол, заметила: «Разве только клавесина хватает». Ирина Дутковская сразу прокомментировала, что здесь действительно мог быть клавесин, ведь женщины в семьях священников получали хорошее образование и, как правило, умели играть на различных музыкальных инструментах. Поэтому дом священника очень часто выполнял функции еще и местного культурного «салона».
Атмосфера настолько погружала в себя, что просто невольно возникла мысль, которая тут же была реализована - посетить сельское кладбище, где похоронены местные священники. Следующим опорным пунктом нашего путешествия стало село Нестаничи, куда назначили настоятелем Маркияна Шашкевича. В это время приходом владел помещик Коморовский, который согласился после длительных письменных переговоров с самим Маркияном Шашкевичем и администрацией Греко-Католической Церкви предоставить его молодым супругам.
В Нестаничах Маркиян Шашкевич служил дольше, хотя бытовые условия, в которых он жил, были довольно неблагоприятные: приходской дом с земляным полом был совершенно непригоден для жизни молодой семьи, тем более, что к тому времени у Шашкевичей уже родился ребенок - сын Владимир. Поэтому отцу Маркияну вскоре снова приходится просить канцелярию епископата Греко-Католической Церкви заменить ему парафию в Нестаничах на другую. Просьбу удовлетворили и о. М. Шашкевич получил приход в селе Новоселки.
В Нестаничах не сохранился древний приходской дом отца Маркиана Шашкевича, церковь подверглась незначительной перестройке, но следует сказать, что местные жители стремятся возродить память о пастыре своих предков: на месте бывшего приходского дома строят памятный знак, а также возрождают приходской дом, который построил преемник М. Шашкевича. Полностью отреставрированы подвалы, стены, но почему-то крыльцо и крыша - в стиле «евроремонта»; без реставрационных работ и стремления архитектора сохранить дух времени он теряется в неинтересных строительных материалах, и поэтому вряд ли станет одной из достопримечательностей культуры, потому что не говорит с нашими современниками языком древних поколений.
Когда-то выдающийся украинский ученый Ю. Шерех писал: «Если прошлое хочет говорить с современным, то оно должно говорить своим собственным голосом, иначе ноты будут фальшивые». Хотя что лучше - руины среди села или сиюминутный архитектурный хайтек? Самое обидное то, что энтузиазм жителей Нестаничей не подкреплен материальным поощрением и поддержкой власти. Многие строительных работ нестаничане выполняют сами, удивительно упорно преодолевая трудности, сами отовсюду собирают для строительства средства. Именно в Нестаничах на Радеховщине ловишь себя на мысли, что здесь все так осведомлены в мельчайших деталях биографии своего знаменитого земляка и нюансах его просветительской работы, и понимаешь, что самое страшное - кризис духа, «духовная эмиграция» - нам не грозит никогда. Собственно Маркиян Шашкевич - один из тех хранителей нашей духовности, стоящих на страже ее и сегодня.
Третьим пунктом путешествия тропами Маркияна Шашкевича стал мемориальный музей в Подлесье. Это родное село о. Маркияна, здесь он родился, но прожил недолго - поскольку был старший в семье, то его рано отдали в науку. Сначала он получал образование в трехклассной гимназии в Бережанах. Как рассказывала нам И. Дутковская, здесь имели приход родственники Маркияна Шашкевича по отцовской линии. Это и стало решающим фактором при выборе начальной школы для мальчика, ведь семья не могла похвастаться большими доходами; кроме него, было еще три сестры и пять братьев.
Хотя в литературоведческих исследованиях фигурирует как одно из мест начального образования польская гимназия в Золочеве, однако обработка семейных документов и фотографий, архивных материалов, воспоминаний не подтверждает этой информации. По мнению Ирины Дутковской, это ложные данные (и не нуждаются в уточнении). А потом Маркиян переехал во Львов, к своему родственнику по отцовской линии Роману Авдиковскому, поскольку поступил учиться в Львовскую духовную семинарию и параллельно учился на философском факультете Львовского университета. Эта семья будет поддерживать Маркияна в течение всей его жизни.
В жизни будущего священника, писателя, общественного деятеля произошла настоящая драма - за нарушение внутреннего распорядка молодого семинариста Маркияна Шашкевича исключают из семинарии и автоматически - из университета. Это было тяжелым ударом для семьи, ведь отец возлагал большие надежды на своего старшего сына. Шашкевич-отец отказывается от сына; единственным, кто поддерживал Маркияна все это время, был его дядя Роман Авдиковский. Долгих четыре года Маркиян пытается восстановиться в семинарии, чтобы закончить студии.
И когда наконец добился своего - от тяжелой болезни внезапно умирает отец. Маркиян не успевает вымолить прощение, эта внутренняя трагедия, по словам Ирины Дутковской, будет мучить его всю жизнь. Несмотря на это, Маркиян любил приезжать в Подлесье, так как только здесь мог отдохнуть душой; он посвятил этому чудесному уголку Галичины много своих стихов. В Подлесье устроен музей Маркияна Шашкевича, экспозиция создана на основе фотографий и описаний быта семьи священников того времени: приходской дом семьи Шашкевичей не сохранился.
Музей в Подлесье встретил нас спокойствием окружающего леса, как сама земля. В музее собраны некоторые вещи семьи Шашкевичей, которые удалось сохранить, также произведения Маркияна Шашкевича, опубликованные при его жизни, некоторые даже рукописные. Как рассказывала нам экскурсовод музея, всем известный альманах «Русалка Днестровая», который Маркиян Шашкевич издал с Яковом Головацким и Василием Вагилевичем, был запрещен к распространению на всей территории Австро-Венгерской империи.
Этот альманах и другие немногочисленные издания в оригинале, которые вышли при жизни их автора, можно было увидеть в музее. Отдельными стендами представлены издания о Маркияна Шашкевича как общественного деятеля, материалы по оценке его литературного наследия и публицистики, и художественные произведения, где он фигурирует как персонаж текста. Количество этих экспонатов свидетельствует о том, что интерес к личности Маркияна Шашкевича не был спорадическим и касался не только юбилеев или других торжественных событий.
Его наследие до сих пор является предметом исследований литературоведов, культурологов, объектом интереса широкого круга общественности. Ведь большинство из нас, еще учась грамоте в младшей школе, знакомы со стихами Маркияна Шашкевича, особенно с веснянками, которые запоминаются непроизвольно, словно ты их знал всегда, они где-то были в твоей душе, в подсознательной памяти, а кто-то перенес их на бумагу.
Глубоко символическими «экспонатами» музея, по моему мнению, являются огромный столетний дуб и глубокий колодец с вкуснейшей водой; они словно символизируют фигуру самого Шашкевича и его слово, из которого можем и сегодня черпать мудрость и любовь. Уезжая из Подлесья мимо Белой горы, которую тоже не раз воспевал М.Шашкевич, невольно ловлю себя на мысли, что тропа сюда никогда не зарастет сорняками.
Впереди - село Новоселки. Именно сюда был переведен настоятелем Маркиян Шашкевич после работы в Нестаничах. К сожалению, его деятельность в Новоселках не было длительной. Еще на предыдущем месте работы он заболел, болезнь быстро прогрессировала, и в последние годы деятельности отца Маркияна в Новоселках его часто должен был подменять на церковных службах священник из соседнего села Лески. Вскоре Маркиян Шашкевич умирает от чахотки, не последнюю роль в этой преждевременной смерти сыграли тяжелые условия жизни молодого священника-просветителя.
Церковь и приходской дом со времен М. Шашкевича не сохранились по иронии судьбы: когда жители села узнали, что прах их священника будет перезахоронен во Львове, то они, как указывает Ирина Дутковская, продали старую деревянную церковь в соседнее село Лески, а взамен построили новую, также построили новый приходской дом, таким образом аутентичные следы Маркияна Шашкевича фактически сразу после его смерти стерлись.
Сейчас на месте Маркияновой церкви, как говорят крестьяне, построена часовня, ведь по церковной традиции место, где правилась служба, нельзя топтать ногами. На месте временного пристанища отца Маркияна на сельском кладбище стоит знак. Тропы Маркияна Шашкевича присутствуют в народной памяти, как и его Слово. Наше путешествие - это не единичная акция по случаю празднования юбилея. Это скорее стремление к диалогу с Маркияном Шашкевичем. Даже у людей, которые посещают эти места с туристической целью, появляется ощущение какой-то внутренней чистоты и почтительности к памяти наших жертвенных мыслителей и художников.
Оксана Палий
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP | Sitemap Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0.029 секунд. Запросов: 21.
Все права соблюдены