Апреля 27, 2017, 11:12:07 am *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: SMF - Just Installed!
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Вернуться на сайт «Украина сектантская»

Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Закат и рассвет украинской иконы  (Прочитано 995 раз)
stopfools
Старший писатель
***
Offline Offline

Сообщений: 190


« : Апреля 09, 2016, 19:01:14 pm »

Национальный музей во Львове имеет самую большую в мире коллекцию украинской иконы. И это не единственное, чем привлекает музей. Однако его практически не включают в новые туристические маршруты, которые разрабатывают во Львове, а экскурсии все чаще приобретают «частный» характер.
Работники музея проводят широкомасштабную работу по каталогизации музейной коллекции. Уже увидели свет три каталожных обработки крупнейших тематических групп украинской икон - «Спас во славе», «Богородица с младенцем и хвалою» и «Святой Николай с житием». Последняя книга - это программная работа музея. С самого начала она планировалась и как выставочный проект, и как издание. Тематика выставки и издания - это «Святой Николай с житием». Упор собственно следует поставить на части «с житием», поскольку икон святых Николаев очень много, а в издание вошли только иконы святого Николая с сюжетными сценками (в целом «житийный» цикл св. Николая в украинской иконописи насчитывает более тридцати эпизодов).
Святой Николай - это наиболее популярный святой украинского народа. На территории Украины он известен уже с первых времен введения христианства на этих землях. Поэтому, конечно, развит и его культ. Национальный музей во Львове имеет много икон, особенно XV-XVI века, на эту тему. Таких икон не имеет ни один другой музей. Их насчитывается 48 (охватывает ХV-XVIII вв.). В сборник вошли 45 лучших. Причина невнесения в каталог еще трех икон - как плохое состояние, по причине которого они трудно репродуцируются, так и незначительная художественная ценность. Был проведен значительный комплекс реставрационных работ, во время которых из-под поздних слоев открыли несколько оригинальных с художественной и иконографической точки зрения икон святого Николая с житием XVI в. Среди них - редкая для того времени икона с вкладным текстом.
Большинство икон сборника ранее не экспонировались. Они также не были известны и в литературе. После экспонирования выставки были проведены дендрохронологические исследования некоторых икон, что позволило осуществить их точную датировку и атрибуцию. В конце издания помещены пояснения к каждому клейму - 20 моментов из жизни святого Николая, учитывая его чудеса. В издании помещены пояснения к наиболее интересным моментам из жизни святого. Это поможет популяризации сборника икон, сделает издание более понятным и доступным.
Книга интересна и как художественное издание, потому что очень интересны миниатюрные сценки из этого жития. Когда смотришь на икону, то на какие-то моменты можно и не обратить внимание. А вот когда смотришь на эти сценки в книге, где они изображены крупным планом, то иногда это может быть лучшим для понимания и восприятия, чем когда ты смотришь само произведение: одно дело созерцать произведение, другая - звучание этого произведения в книге. В общем, несмотря на определенные нюансы, которые всегда хочется усовершенствовать, и сравнительно малый тираж книги - 1000 экземпляров, это удачный проект.
Само название первой книги «Спас в славе в украинской иконе» показывает его отличие от двух других изданий. В предисловии к книге есть обзор иконографии и указаны достопримечательности других музеев Украины на эту тему. К тому времени, когда вышла книга, удалось максимально полно собрать и представить все, что есть на выбранную для издания тему. Конечно, когда прошло уже некоторое время, можно сказать о том, что есть новые, не представленные в сборнике, работы. Не были учтены работы, которые находятся в частных коллекциях и не были известны до этого. На сегодня вообще наблюдается тенденция, когда частные коллекционеры охотнее предоставляют свои иконы для публикации, пытаются ввести свои произведения в научный оборот. Ярким примером может служить выставка в Киеве «От Николая до Иордана» - иконы XVI-XVIII веков из частной коллекции Игоря Гринева. Во введении к «Спасу во славе» репродуцированы иконы не только коллекции, а все, что могло повлечь развития этой темы.
Вторым проектом было издание «Богородица с младенцем и хвалою». Это уже другой формат - только осмотр икон коллекции. Со временем концепции этих изданий можно несколько корректировать, чтобы больше привлекать достопримечательностей, которые есть не только в музее, а в Украине в целом. Хотя бы в Украине. Ведь памятки есть и в музеях Польши, Словакии. Коллекция икон Святого Николая с житием Национального музея представляет богатый материал, практически охватывает все известные иконографические варианты и представляет широкий спектр художественно-образных решений как в рамках отдельных периодов, так и в пределах определенных художественных сред, стилистических групп, направлений. Эта тема дает возможность глубже и всестороннее осветить особенности иконографии украинских житийных икон, которая имеет свои типы и варианты.
Издание «Святой Николай с житием» является логическим завершением определенного периода работы: иконы св. Николая вместе со «Спасом во славе» и «Богородицей с младенцем и хвалою» составляют определенное ансамблевое целое, составляя в иконостасе один, нижний, т.н. наместный ряд. Однако неисследованным и невнедренным в литературу остается большой корпус памятников, принадлежащих другим музеям в Украине и за ее пределами, а также памятников из частных собраний и принадлежащих действующим церквям. Тема св. Николая заслуживает многоаспектного исследования, так как затрагивает многл других проблем, касающихся как этой темы, так и украинского искусства и культуре в целом.
Логическим продолжением уже сделанного были бы деяния с Архангелом Михаилом в иконописи XV-XVII века. Это еще мало изученная тема. Эти деяния - очень интересные сценки, основанные на Ветхом Завете. Но такой труд требует более широкого, чем в предыдущих, контекста - использования не только коллекции Национального музея. Из этой темы в музее всего 13 икон. Но зато очень много работ по той теме есть в других коллекциях. Иконы на такую тему есть и в церквях за рубежом: Польша, Словакия. Чтобы этот проект был действительно интересным, нужно найти способ собрать все эти памятники и издать.
Один способ систематизации коллекции - это показать одну тематическую группу, отталкиваясь от тех памятников, которые имеются. Например, Богородицы с хвалою было 65 икон, Николая - 45, Спаса во славе - 34. Интересным было бы издание альбома, посвященного Юрию Змееборцу, в этом есть даже что-то символическое: Святой Михаил - покровитель Киева, Святой Юрий - покровитель Львова. Если говорить о наиболее популярных у украинцев святых, то, кроме уже упомянутых, нужно было бы издать иконы Параскевы Пятницы. Первые сохранившиеся жития иконы святой датируются XIV ст. Кстати, в парных иконах св. Николая чаще всего изображен со св. Параскевой. Довольно популярной была и преподобная Параскева, что тоже часто изображена со своим житийным циклом.
Названными святыми, включая еще св. Димитрия и святых братьев «бессребреников» Космы и Дамиана, за редким исключением, и ограничиваются украинские житийные иконы. Однако никто не имеет столь развитого «житийного цикла», столь богатого событиями, чудесами, количеством сюжетов, как св. Николай. Сегодня музей работает с не полной каталогизацией украинской иконы, которые находятся в его фондах. Кроме украинской, также представлена небольшая подборка греческой, сербской иконы, достаточно много русской иконы.
Украинской иконы, например, с XIV ст. в музее около десятка памятников, с XV в. - уже сто, с XVI в. - около 700-800 икон, с XVII века. - еще больше и т. д. Есть разные подходы к тому, как делать каталог. На сегодня идут работы над каталогом икон XIV в. - начала XVI в. Насчитали их около 140. Большинство из них (80%) уже известны в литературе. Некоторые еще переатрибутируются (определяется их точный возраст). В общем, икону XIV ст. атрибутировать очень трудно, так как иконописные традиции, малярные подходы были настолько прочные, что трудно определить, эта икона написана в конце XIV ст. или в начале ХV ст. Прибегают к новым методам атрибутирования. Например, радиоуглеродному анализу.
Тематика украинской иконы в музее не является слишком широкой. Она фактически определяется иконостасом. Иконостас, который сформировался в XVI в. - начале XVII в., полностью сохранился в церкви св. Параскевы Пятницы во Львове. Он считается наиболее сохраненным многоярусным иконостасом: центральная часть - моление; 12 праздников и наместный ряд, где есть Богородица, Иисус Христос, храмовая икона и святой Николай (так и имеется так много икон святых Николаев, что икона этого святого почти всегда присутствовала на иконостасе).
Уже позже - XVII-XVIII вв. - в иконостас включают еще страстной цикл и вверху - пророки. Именно тематика 12 сюжетов и наиболее почитаемых святых, а также большие монументальные иконы, которые не входили в иконостас, - Страсти Господни и Страшный Суд - этими сюжетами тематически исчерпывается сборник икон в музее. Зато очень много интересных художественных решений каждой группы. Потому что канон в Украине не ограничивал творчества художника (именно художника, в смысле ремесленника, а неиконописца). Преимущественно, это анонимные работы, известные буквально несколько имен авторов, которыми подписаны иконы, но это редкие исключения, как правило, иконы не подписывали. Сейчас вроде идет популяризация украинской иконы, но она еще очень мало известна в мире. Но вызывает большой интерес. Есть большие перспективы для того, что именно икона представит украинскую культуру в мире. Конечно, это также упирается и в средства, но всегда можно находить пути для работы.
Мультипликационные представления - это очень интересная идея молодых музейных работников Украины. Это яркий пример того, что возможности не исчерпаны, показывает насколько большие перспективы она дает. Мультфильмы на основе жития святого Николая - это очень длинная и тяжелая работа. Однако это уникальная практика, которая до сих пор неизвестна. Мультфильмы на основе иконы - это что-то настолько новое, что сразу привлекло внимание к Украине. Эти мультфильмы нужно продолжать, ведь пока в них поданы только сюжеты рождения святого Николая и крещения.
Икона заинтересовывает и исследователей украинского языка. По палеографии можно даже датировать икону. По надписям на иконах можно изучать диалекты. Каждый сюжет на иконе сопровождается подписью, пока нет подписи, икону нельзя считать иконой, в иконе должно быть рисованное и живое слово. Так что для знатоков языка, для филологов икона - это также бесценный клад. Экскурсии, которые посещают музей, как правило, имеют более частный характер, «по знакомству», так сказать. И это проблема. Проходит очень много выставок: и фондовых и отдельных художников.
Формирование коллекции Национального музея начиналось более ста лет назад при митрополите Андрее Шептицком именно как сбор церковного наследия в селах, поселках. Это очень болезненный сегодня вопрос. За время независимой Украины сгорело примерно более 70 церквей - это невероятно большое количество. Что не сгорело, то обили железом, что не обили железом, то «самостоятельно» рушится - например, как в селе Кугаев у Львова, церковь XVII века (1693 г.). Национальная идентичность ярко представлена в иконе, в песне, фольклоре, в церкви. Ни один народ не имеет таких деревянных церквей. Но у нас, даже те последние, которые остались, как народные и ничьи, просто погибают. В музее есть прекрасная фото- и неготека, благодаря чему есть хотя бы представление о том, как выглядели достопримечательности, которых уже нет. И эта инициатива требует продолжения, привлечения общественности к спасению жемчужин украинского сакрального искусства и архитектуры.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP | Sitemap Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0.02 секунд. Запросов: 21.
Все права соблюдены