Ноября 25, 2017, 11:24:36 am *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: SMF - Just Installed!
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Вернуться на сайт «Украина сектантская»

Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Забытый храм забытых гетманов  (Прочитано 1685 раз)
Хаббард
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 34


« : Апреля 09, 2016, 09:17:53 am »

Каждому неравнодушному к отечественным сакральным памятникам стоит не упустить возможность и по-человечески, не спеша, рассмотреть настоящую жемчужину украинского историко-архитектурного наследия - Успенский собор в Новгороде-Северском. Это одно из самых ранних церковных сооружений казацкого Возрождения, ведь заложили собор еще 1671 г. при гетмане Демьяне Многогрешном, который был уроженцем этих мест - происходил из соседнего Коропа. А в Новгороде-Северском должен был иметь особый сантимент: именно здесь в 1668 году на старшинской раде он был избран «Северским гетманом». Не исключено, что новый эффектный храм в одной из тогдашних казацких столиц должен был символизировать восхождение новой административной звезды.
Через год Многрешный уже «загудел» в Сибирь, где и сложил свою буйную голову, а храм с гораздо меньшим энтузиазмом достраивали его преемники. И Новгород все увереннее превращался в рядовой провинциальный город. Спохватилась и Москва, жестко запретив строительство крупных каменных храмов на украинской периферии, чтобы не отвлекать силы от масштабных строительных проектов Петра I. Сейчас острота тогдашней политики давно забыта, поэтому и откровенно странным выглядит вопрос, кому было дело в далеких столицах до местных ктиторских инициатив? Однако для строительства Успенского храма это стало роковым сигналом: на время оно вообще замерло, потом в разгар Северной войны и Мазепщины было не до этого и закончили сооружение только через несколько десятилетий, в абсолютно другую историческую эпоху - при гетмане Данииле Апостоле.
Длительное стояние в недостроенном виде будущий Успенский собор откровенно подкосило. Храм начал понемногу разрушаться, и еще, вероятно, подвели оползни - ведь стоит он на вершине высокого обрыва над Десной, над самым склоном. Исследователи обычно кивают еще и на архитекторские просчеты, хотя при таких условиях нелегко и некорректно обвинять кого-то одного персонально. Словом, стены покрылись трещинами, и пришлось внутреннее бесстолпное пространство дополнить вспомогательными столбами, которые надежно подперли высокие арки нефа. Почему-то кажется, что это храм не испортило, а наоборот - привнесло в конструкцию дополнительную изобретательность. Появилось что-то готическое и очень нарочито архаичное в этих дополнительных «технических» арках, которые своеобразно перекликаются с «родными» арочными сводами.
А едва ли не самое худшее с храмом произошло уже в 1820 году, когда оригинальные грушевидные купола были заменены обычными российскими луковицами, которые и остаются до сих пор. Это окончательно «прижало» украинско-барочные черты сооружения, превратило его в нечто причудливо-эклектичное, в какой-то странный конгломерат несочетаемых стилей. Поэтому рекомендуется получить от этого памятника удовольствие, смотря его по частям: сначала бегом купола, а затем, не спеша, смакуя, подкупольную часть до травки. Ну и, конечно, колокольню с тамбуром рукой прикрывать - она также из другого времени.
Полуцилиндрический выступ с характерными маленькими окошками - это утоплена в толще мощной стены лестница на хоры. Слева из высокого окна выходит труба от обогревателя. Такой же обогреватель с трубой установлен и на противоположной стороне здания. То есть огромный храм, в зависимости от потребностей, может быть и «холодной», и «теплой» церковью. Если не знать истории собора, то может сложиться впечатление, что построен он где-то во второй половине XIX века. Сочетание несочетаемых архитектурных направлений дало неожиданный эффект: «украинское барокко» плюс «русский классицизм» создали иллюзию третьего стиля - т. н. «историзма».
Одно из сильнейших впечатлений - это дверной проход. Поздний тамбур соединяет храм с поздней колокольней. А когда-то этот фигурный проем в белоснежной каменной стене выходил прямо на церковный двор. Точнее, на высокое торжественное крыльцо, с которого лестницей спускались на землю. Еще дофантазируйте вокруг дверей пышную растительную лепнину, а над ней лепной ктиторский герб - они непременно, по законам жанра, должны были быть здесь. Представьте, как на фоне темного внутреннего пространства в обрамлении фигурной белоснежной рамы появлялся на устланном коврами крыльце гетман, неспешно осматривал толпу и медленно спускался вниз, дальше старшина - и все по одному, как полноростовые портреты самим себе. Ведь размер дверей «групповых снимков» просто не предусматривает.
«Технические» столбы и дополнительные арки усложнили и даже улучшили первоначальный крестокупольный план. Есть за что глазу зацепиться - тот самый случай, когда «несчастье помогло». Возможно под влиянием настроения, но и «вылинявшая» неяркая роспись стен также глаз не раздражала. Страшно подумать, что будет, когда в приходе решат разрисовать Успенский собор таким же лубочным образом, как нежинцы испортили свой Николаевский. А это вполне реальная перспектива.
Иконостас откровенно не впечатляет. Одно хорошо - он высокий и не дисгармонирует с вертикальной настроенностью всего сооружения. Следует отметить, что хоры оказались отделенными от основного объема храма этими «готично-техническими» арками и столбами и не уверенности, что сейчас акустически выполняли бы функцию места для певчих. Но, кажется, никто там уже не поет - хватает клироса. Ближайший аналог новгородского Успенского храма - знаменитый Георгиевский храм Выдубицкого монастыря в Киеве. Последнему повезло больше и в его прекрасно сохранившихся изящных чертах можно уловить и замысел архитектора Успенского храма. Замысел столь же блестящий и эффектный, но фатально искаженный временем и людьми.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP | Sitemap Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0.021 секунд. Запросов: 21.
Все права соблюдены