Октября 16, 2018, 10:48:44 am *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: SMF - Just Installed!
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Вернуться на сайт «Украина сектантская»

Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Село и церковь  (Прочитано 1854 раз)
Радослав Сикорский
Младший писатель
**
Offline Offline

Сообщений: 78


« : Июля 24, 2015, 07:17:14 am »

Время от времени в обсуждении церковных тем звучит мнение о том, что хранителем настоящей, «живой» народной православной традиции выступают сельские приходы - как менее поврежденные городским «прогрессом». Недавно во время переписки с сельским священником из украинской глубинки я среди прочего прочитал его мысли на тему «село и церковь». Признаюсь, меня, городского жителя, это немного озадачило. Пастырь поделился неутешительным опытом своего наблюдения за сельской религиозной жизнью и оставил открытым вопрос о его будущем. Собственно, он и не жаловался, а просто передал то, что видит каждый день. Батюшка писал «не для публики», но мне удалось его убедить, что обнародование фрагментов нашей переписки важно для современников - чтобы понимать и осмыслить ситуацию, которая разворачивается на глазах. Конечно, описанное положение вещей не свидетельствует о тотальной повсеместности проблемы. Оно лишь показывает ее наличие, по крайней мере, в некоторых местах, и требует решения. Приглашаем к обсуждению темы сельской религиозности всех, кому есть что сказать по этому поводу. Может случиться и так, что тема окажется не чисто провинциальной. Итак, пишет священник N:
 
«Для Вас, наверное, не секрет, что в большинстве знание догматики рядовым христианином-обывателем сосредотачивается на «Символе веры». И это еще и хороший случай, потому что часто и этого не знают наши «члены Церкви». Когда приходят окрестить ребенка, то я сам читаю «Символ веры», хотя делать это должны крестные восприемники. В свое время я практиковал, чтобы все-таки они читали, как и положено. Однако после того, как несколько раз послушал эти химеры и ужасы с вариациями на тему «Символа...», желание такое пропало. В провинции, в основном, именно так дело и обстоит - лучше самому. А иногда, бывает, сердятся, что священник что-то заставляет непонятное произносить. То есть, если «глубже копнуть» в обывательском мировоззрении, то у нас невольно будет 99 процентов еретиков, если расспросить о «догматических подробностях» их кредо религиозного. Несторианство, арианство, монофизиты, монофилиты, гностики, манихеи, субординатисты и множество других ересей - все это присуще в той или иной степени большинству наших формальных христиан. Но это, конечно, если мы начнем такое расследование. А его делать страшно, потому что и сам, иногда, путаешься в тонкостях богословских формулировок.
 
Поэтому вопрос, как мы верим, вопрос догматики и религиозного праксиса - очень они проблематичны. Историки первых веков христианства утверждали, что в эпоху вселенских соборов богословские споры велись даже на рыночных площадях. А у нас теперь не только на рынке - у нас в храме люди рассказывают друг другу рецепты засолки огурцов и всевозможные сплетни. Вот до чего мы дошли! Поэтому когда Вы говорите о лжи, отпадении от церкви - здесь весьма неутешительная картина наблюдается. Конечно, академические богословы говорят о «соборном разуме церкви», когда незнание одних компенсируется каким-то мистически-спекулятивным способом «избытком» знаний других. Однако лично меня такой подход к богословию и церковному сознанию, мягко говоря, несколько смущает. Но против наших «академиков-теологов» не попрешь. Ведь богословие у нас давно уже превратилось в мастерскую «подгонки» критериев под имеющийся усредненный образец.
 
Труды святителя Иоанна Златоуста хоть и изучают, однако его требовательность к статусу священнослужителя давно уже никем серьезно не воспринимается. Хотя все-таки пишут статьи всевозможные, цитируют его, говорят об «ответственной пастырской миссии». Но люди конкретно и осознанно приходят и спрашивают: сколько это стоит, сколько то. Им так проще - заплатил, рассчитался за услугу, и нет никакой мороки. Вот, например, один архиепископ в кафедральном соборе ввел катехизационную практику для восприемников и родителей будущих катехуменов-детей. При этом отменил традицию сбора пожертвований за таинство крещения. И что же Вы думаете? Количество людей увеличилось? Все пошли на катехизацию? Нет, наоборот, наблюдался отток восприемников. Потому что лучше заплатить и не иметь никакой мороки. А то слушай, время выделяй. Вот такая реальность печальная.
 
А то, что пишут на сайтах официальных и в газетах церковных - то все правильно, конечно. Но большинство не хотят, использую сленговое слово, «заморачиваться». Конечно, можно сказать, что я - плохой пастырь. Что надо «стучать», нести «доброе и светлое». Хорошо - приду к кому-нибудь из селян с «добрым и светлым». Так у них первый вопрос будет: зачем батюшка пришел? Вероятно, ему что-то от нас надо. Как-то вовремя не расплатились с людьми за молоко. А время было - святки. Священник ходит по традиции по домам верующих, окропляет дома «иорданской водой», «пишет крестики» на стенах. Однако с людьми не рассчитались, поэтому некоторые просили через прихожан, чтобы батюшка «не заходил», так как надо «сохранить лицо». Наш обывательский прагматизм беспрецедентный, любого богослова сломает.
 
Когда-то пришел на приход, хотел служить все «по уставу» и еще и беседы пастырские вести катехизационные. Но люди говорят: «Давай быстрее», потому что нужно коров доит и хозяйство убирать. На том и порешили. И теперь живем в полной гармонии почти. Правда, служу еще и в городе вторым священником. Здесь несколько иначе - надо, чтобы были «беседы» еженедельно. Провожу. Приходит двое, пятеро, семеро прихожан. Вот и вся «катехизация». Правда, «галочка» в годовом отчете ставится - катехизаторская работа проводится. И смех, и грех. Так мы же академические темы рассматриваем! А какой-нибудь проповедник - экзорцист-самозванец «снимает финансовое проклятие» на стадионе - и туда «валом» идут. И крещеные и некрещеные. Ибо «снимет проклятие» - и деньги в кармане рекой потекут. А что там какой-то «батюшка» где-то на табуретке рассказывает о детерминизме и индетерминизме, гедонизме и утилитаризме - так это такое... пустое. Как говорят, «заумь».

Еду на службу в автобусе. А там у водителя - целый римский «пантеон» перед стеклом - икона святителя Николая, всевозможные идолы буддистские и индуистские, зороастрийские, изображение Божьей Матери в стиле культа «сердца Иисусова». Мол, если не одно, так другое поможет. Такая «религия» исповедуется, вероятно, подавляющим большинством нашей «православной Украины». А сказать что-то - так водитель обидится. Это и бестактно и нарушает право каждого человека верить в то, что ему нравится. Правда, были случаи, когда некоторые подходили с вопросами о православном вероучении. Но все эти случаи - следствие влияния алкогольной эйфории. Поэтому я ретируюсь и не начинаю дискуссию, поскольку это - кощунство. Говорю: приходите тогда-то в храм. Поговорим. Думаете, кто-то пришел после похмелья?

Вот такие мои размышления по вопросу ереси, догматики и отпадения от церкви. Конечно - это не для публики. Конечно, здесь описан мой собственный пастырский опыт жизни в провинции. Хотя я знаю, что есть и другой, положительный опыт катехизации, активной жизни общины. Но такого не так уж и много. Единичные случаи. Один хороший священник вывозит детей из воскресной школы на пикник, с палаткой и ночевкой (своего рода христиане-скауты). Другой священник как-то организовал шашлык для участников бесед и моя немногочисленная аудитория воскресного дня задалась вопросом (признались мне) - или пойти на шашлык, или все же слушать мой богословский трактат. Кто-то ушел на шашлык - хотя это и не катехизационный формат, где рассматривают перихорезис. Извините за сумбурность мыслей».
Сергей Штейников
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP | Sitemap Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0.016 секунд. Запросов: 22.
Все права соблюдены