Октября 18, 2018, 22:07:55 pm *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости: SMF - Just Installed!
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Вернуться на сайт «Украина сектантская»

Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Религия в «Симпсонах» или экзамен на чувство юмора для христианина  (Прочитано 3831 раз)
Кондолиза
Младший писатель
**
Offline Offline

Сообщений: 97


« : Февраля 18, 2014, 20:40:06 pm »

«Он страдал за наши грехи. Теперь ваша очередь»
(надпись на табличке Спрингфилдской церкви)

Срез отношения американского общества к религии вообще и христианству в частности - это то, что может очень метко показать мультсериал «Симпсоны» при внимательном просмотре. Сериал часто демонстрирует сложные и неоднозначные моменты в жизни Церкви, такие как соперничество между протестантами и католиками, трактовка библейских текстов или способность духовников удовлетворять потребности паствы в наше время. Жанр мультфильма - острая сатирическая пародия, поэтому в соответствующих тонах и «рисуются» все темы сериала: культура, политика, общество, медиа, образование, медицина, быт. Религия не является исключением в этом ряду. Поэтому, чтобы не травмировать тех, кто очень трепетно относится к отношениям человека с Богом, стоит рассказать немного подробнее о шоу «Симпсоны».

«Симпсоны» - самый длинный комедийный анимационный сериал (выходит с 1987 г.) в истории американского телевидения. И успешный, несмотря на такую долговечность, количество стран, где его транслируют, и популярность атрибутики с героями фильма. В основе сюжетов - разные жизненные ситуации, которые случаются с членами семьи Симпсонов. Гомер, Мардж, Барт, Лиза и Мэгги - среднестатистическая американская семья, которая, по словам Гомера, относится к «верхушке нижнего слоя среднего класса» американского общества.

Мультфильм изначально задумывался как очередное развлекательное шоу для взрослых в прайм-тайм. Персонажи нарисованы не особенно подробно, а сценарии серий, в основном, построены вовсе не на детской тематике. «Симпсоны» далеки от примитивных фильмов, созданных для удовлетворения первичных потребностей подростков и увеличения доходов кинотеатров за счет продажи кока-колы. Во многих рецензиях на мультфильм говорится, что над каждой серией работает много талантливых художников, среди которых немало выпускников Гарварда. Такой продукт в принципе не может быть прямолинейным, и смотреть его как мультик с забавными желтыми человечками не стоит.

В «Симпсонах» присутствует огромное количество аллюзий как на массовую, так и высокую культуру. Можно узнать сцены из таких кино-шедевров как «Птицы», «Заводной апельсин», «Форест Гамп», «Унесенные ветром», «Психо», «Человек дождя», «Молчание ягнят», «Муха» и множества других. Мэтт Грюнинг, создатель и продюсер мультфильма, по этому поводу говорит: «Симпсоны» - это шоу, которое вознаграждает за внимательный просмотр». Действительно, меломан в мультфильме неоднократно услышит что-то из любимых мотивов, независимо от того, Моцарта он любит или «Металлику». А книголюб получит океан удовольствия от узнавания множества сюжетов из классики литературы. «Симпсоны» особенно хороши тем, что если вы прочитали несколько книг, то поймете больше шуток», - еще одна цитата Грюнинга. Многие исследователи массовой культуры сходятся во мнении, что «Симпсоны» является самым сложным комедийным сатирическим шоу из когда-либо появлявшихся на американском телевидении. «Это многослойный пирог из сатиры, двойных смыслов, аллюзий на произведения высокой и популярной культуры, острот, пародий и самоиронии», - говорит Йон Скобл в предисловии к книге «Симпсоны» как философия».

Чаще всего в «Симпсонах» нет однозначного отношения к любым явлениям или процессам. Часто кажется, что для создателей мультфильма вообще нет табу. Многие из фанов могут вспомнить с каким сарказмом в фильме показаны американские президенты Билл Клинтон или Джордж Буш, американская конституция или история. Что касается религии, то может сложиться впечатление, что некоторые эпизоды являются антирелигиозными. Например, 22 серия 18 сезона, в которой поднимается старый спор науки и религии, а сквозным вопросом является возможность чуда. В этой серии Лиза говорит: «Человек может либо принять науку и верить в реальность, или верить в ангелов и жить в младенческом мире фантазий». Серия завершается недвусмысленно - в случае, описанном в ней, чуда не было. Просматривая «Симпсонов», от Гомера можно услышать что-то вроде «И сказал Бог - да будет пиво», «Сынок, мы с тобой разорвем цепи силы тяжести и дадим пощечину Богу», а от буддиста, который корчится в муках во время конца мира: «Я думал, что все религии - это путь к Господу. Я ошибался» Однако, в то же время, трудно не заметить, что во многих эпизодах фактически проповедуемые духовные ценности и герои призывают быть добрее и терпимее. Большинство сюжетов, которые косвенно или полностью касаются веры в Бога, несут гуманные, честные и высокие смыслы и имеют счастливый конец. Особенно это касается ранних сезонов. Наконец, Ватикан неоднократно устами своих служителей, выражал симпатии «Симпсонам», говоря, что это мультфильм, который отражает потребность веры современных людей. А в L'Osservatore Romano, официальном печатном органе Святого Престола, несколько лет назад даже был напечатан текст, в котором автор назвал Гомера Симпсона католиком, что, однако, очень удивило продюсеров мультфильма.

В «Симпсонах» религия является обычной частью повседневной жизни Спрингфилда. Это важно, если учесть, что в сериалах американского телевидения 80-90-х годов темы религиозных или семейных ценностей почти отсутствуют. Из большинства тогдашнего телепродукта ни за что не догадаешься, что американцы являются религиозными людьми. Так же их трудно идентифицировать как порядочных семьянинов. Например, можно взять хорошо знакомый украинским зрителям «Беверли-Хиллз 90210». Вспомнит кто-то, у кого из его героев, кроме Уолш, была полноценная семья? Для более молодого поколения показательным также может быть сериал «Друзья», где эти темы вообще отсутствуют. Пол Кантор в своем эссе «Симпсоны: Атомистическая политика и нуклеарная семья» пишет: «Тема религии в сериале развивается параллельно и взаимосвязана с темой семьи. «Симпсоны» не являются проповедническим сериалом, для этого они слишком циничные, стильные и лишенные предрассудков. На первый взгляд вообще может показаться, что это антирелигиозный фильм, так как Неду Фландерсу и другим благочестивым персонажам адресуется много насмешек. Но в данном случае мы лишний раз убеждаемся, что, высмеивая какое-то явление, «Симпсоны» утверждают его общественное значение».

На Библейскую тематику в «Симпсонах» часто встречаются откровенно прямые ссылки. Как пример, 13 серия 2 сезона - «Гомер против Лизы и восьмой заповеди» (Homer vs. Lisa and the 8th Commandment). «Что такое кража?» - задумывается Лиза и спрашивает местного пастора Лавджоя: «Даже если человек берет хлеб чтобы накормить голодную семью - это тоже кража?». «Да, - отвечает преподобный, - если он будет есть его с чем-то, например, с маслом». Лизу беспокоит то, что Гомер обманывает государство, незаконно подключив кабельное телевидение. Она близко к сердцу принимает рассказ об аде в воскресной школе. По словам учительницы, туда непременно должны попасть все лжецы. «Ад - это ужасное место. Вы спите на личинках и укрываетесь червями. Там пылает озеро из серы. А ваши пытки будут продолжаться целую вечность. Если бы вы увидели ад, то умерли бы от страха» - так воспитательница изображает загробную жизнь лжецов. В то время как Барта интересуют разбойничьи вопросы вроде: «Можно ли привыкнуть к аду как к горячей ванне и в аду ли пираты?», встревоженной Лизе мерещится красный и рогатый дьявол с трезубцем, который сидя среди родных на диване перед телевизором, зовет ее присоединиться к просмотру телеразвлечений на кабельном. Чтобы уберечься от греха и обратить родных, Лиза решает протестовать и демонстративно не смотрит телевизор. «Я считаю просмотр бесплатного кабельного неправильным, потому отказываюсь его смотреть, как пример другим» - заявляет она. Когда Гомер хочет соблазнить дочь любимой телепрограммой, Лиза отвечает: «Извини, я хочу попасть в рай». Впоследствии протест поддерживают Мардж с Мэгги. Осуждающий взгляд дочери не дает покоя Гомеру, и он, наконец, присоединяется к семье, которая ждет дворе в то время, пока шумная компания смотрит очень ожидаемый боксерский поединок. Когда все разошлись и Гомер карабкается на столб, чтобы перерезать кабель, Лиза говорит: «Папа, мы спасли тебе душу».

Именно душа является темой 4 серии 7 сезона - «Барт продает свою душу» (Bart Sells His Soul). Барт, споря со своим другом Мюлхаусом, скептически высказывается о существовании души. На что Мюлхаус отвечает ему: «О душе говорят все религии мира. Зачем им врать, что им это дает?» Здесь авторы не удержались от иронии - в следующем кадре священник считает деньги. Дальнейшее монолог Мюлхауса является прекрасным примером забавных детских представлений о душе: «Когда человек чихает, душа пытается убежать, ты говоришь «будь здоров» и она возвращается назад». Или «Когда ты умираешь, душа вылетает из тела. Если умереть в подводной лодке среди океана, то она умеет плавать. А если умереть в пустыне - душе ползти на кладбище»... Когда в ответ на такие слова друга Барт продолжает не верить в существование души, тот предлагает ему продать ее за 5 долларов. Малый Симпсон соглашается и на клочке бумаги они заключают договор купли-продажи души.

Лиза шокирована поступком Барта: «Душа - это самое дорогое, что у тебя есть. Она символизирует все хорошее, что есть внутри нас. Душа - единственное, что живет вечно». И в том, что происходит что-то не так, Барта убеждают не слова Лизы, а странные вещи, что с ним происходят: на него рычит его собака и щетинится кот, автоматические двери супермаркета не открываются перед ним, и хуже - он не может смеяться. «Смех - это язык души» - метко цитирует Пабло Неруду Лиза. Что с Бартом не все в порядке, замечает также и Мардж. Обнимая сына перед сном, она озабоченно замечает: «Такое впечатление, будто тебе не хватает чего-то важного».

Барт страдает из-за отсутствия души и начинает панически ее разыскивать. Но ни у Мюлхауса, ни у продавца комиксов, которому тот обменял ее на коллекцию подставок с Альфом, ее уже нет. Когда малый с отчаянием начинает молиться, прося Бога о помощи, Лиза возвращает Барту душу, отдав перед тем за нее все свои сбережения. «Некоторые философы считают, что с душой не рождаются, а ее надо заслужить страданиями, мыслями и молитвами. Как это сделал ты» - говорит Лиза.

Серия о Бартовой душе начиналась с надписи «На спасение даже не надейтесь» на таблице у Спрингфилдского храма. Такие анонсы воскресных проповедей прекрасно характеризуют циничный характер преподобного Лавджоя (фамилию можно перевести как «любовь к наслаждению»). Лавджой является пастором Спрингфилдской протестантской церкви, которая называется «Западная ветвь американского реформированного пресвилютеранства» (англ. Western Branch of American Reform Presbylutheranism). Такую конфессию намеренно придумали для сериала, спародировав названия сложных современных реформаторских деноминаций.

О местном пасторе Спрингфилда рассказывает 22 серия 8 сезона «В Мардж мы веруем» (In Marge We Trust). В ней говорится о проблемах скучных проповедей, потерю священниками желания доносить слово Божие до верующих привлекательно и интересно (как, например, делают те молодые священники, которые пишут свои проповеди, не стесняясь ссылаться на сюжеты «Симпсонов» - В.М.).

Мардж очень трудно еженедельно убеждать родных в важности идти в церковь. Там скучно и хочется спать. А Лавджой и не пытается разнообразить свои сухие и медленные проповеди. Когда-то он был молодым идеалистом и стремился помогать ближним. Но ежедневная рутина и телефонные звонки религиозных фанатиков, в которых они просили совета по любому пустяковому поводу, быстро погасили в нем энтузиазм. Так Нед Фландерс регулярно звонит преподобному, чтобы спросить, что ему делать, когда он: «занимается прелюбодеянием с собственной женой», «проглотил зубочистку», «спокойный, но может быть еще спокойнее».

Поднятая в фильме проблема часто является актуальной и в реальной жизни. Люди ждут от священника советы-панацеи, считая его всезнающим и понимающим. Поэтому, бывает, что он теряется и охладевает. И впоследствии на вопрос верующих может отвечать в стиле Лавджоя: «Что же, почитайте Библию. Раздел? Неважно». В эпизоде «В Мардж мы веруем» Лавджой, наконец, совершил героический поступок, спасая Неда от смерти. Как следствие ему вернулось желание «заботиться о своей пастве».

Понятно, что наяву не часто выпадает вдохновиться подвигом. Поэтому стоит обдумывать и обсуждать темы библейских заповедей, существование души или множества других важных вопросов духовности и веры в Бога, как можно чаще. И прекрасно, если лишним поводом для этого станет просмотр «Симпсонов».
Владимир Молодий
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP | Sitemap Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0.018 секунд. Запросов: 21.
Все права соблюдены