Херсон храмовый

Херсон основан в 1778 г. по приказу Екатерины II и по просьбе ее же фаворита Григория Потемкина. Назвали город в честь древнего города Херсонес, который был в Крыму и в котором был крещен киевский князь Владимир. Таким образом императрица хотела подчеркнуть связь тогдашней Российской империи как с христианством, так и с культурным миром вообще. И, конечно, история города не ограничена только его образованием. В 1737-1739 гг. здесь была оборонительная крепость Александр-Шанц, но еще задолго до этого, в IX-XII вв. через херсонскую дельту Днепра проходил древнерусский торговый путь, здесь жили скифы-земледельцы и скифы-скотоводы, которых впоследствии сменили воинственные сарматы. Во времена казаков эту территорию называли Диким полем. Здесь были две Запорожские Сечи: Каменская Сечь (около современного г. Берислав) в 1709-1711 гг. и в 1728-1734 гг., а также Олешковская Сечь (в районе современного г. Цюрупинск) с 1711 по 1728 годы. Однако до основания города Херсона Запорожскую Сечь разрушили до основания.

История города

К приезду императрицы для посещения нового города готовились тщательно: строили мосты, укладывали каменную дорогу, ведь вокруг все еще была сухая степь и дикое поле. Говорят, что даже вдоль дороги ставили муляжные изысканные дома, поселения, чтобы глаз императрицы радовался и не чувствовал существенной разницы между великолепием Великороссии и Малороссии, или же Новороссии, как тогда еще называли Таврический край. Тот путь назвали Дорогой Екатерины. Остатки его можно встретить и сейчас, к примеру, проезжая Берислав по пути в Каховку, можно увидеть на берегу реки скульптуру Б. Хмельницкого, а рядом с ним небольшой каменный мост, по которому ездили императорские кареты. Итак, во время своего первого посещения Херсона императрица заложила камень в фундамент собора, который теперь называется Екатерининским, посадила несколько дубов, один из которых сейчас стоит зацементированный. Так Херсон начал свою жизнь как важный торговый город на юге империи, ведь Николаев и Одесса будут построены позже - в 1789 и 1794 годах соответственно. Именно здесь начали строить Черноморский флот, который затем переведут в Николаев. Пока торговая жизнь бурлит, в 1813 году открывают первое уездное училище, сельскохозяйственное училище, театры, музеи. В 1907 году Херсон соединяют с крупными городами железной дорогой. Но вскоре бурная жизнь полиса слегка дезориентируется постоянной сменой власти: город контролируют австро-германские войска, казаки гетмана П. Скоропадского, которых меняет Директория УНР, а затем - войска Антанты и армия Деникина. В конце концов, в феврале 1920 г. устанавливают советскую власть. Началась активная индустриализация региона и все, что характеризует политику СССР. Во время войны большинство заводов были эвакуированы. Здесь действовали партизанские отряды рабочих с завода им. Коминтерна. Малоизвестным является тот факт, что на территории Херсонщины в это время также действовала ОУН. Организация была ликвидирована немцами. Послевоенные годы были временем восстановления промышленности города, дальнейшей советизации, что хорошо отражает архитектура современного центра города, на главной площади которого - площади Свободы - недавно стоял Ленин, которого снесли во время Майдана 2014 года. Сейчас на постаменте украинский флаг, символизирующий память о Небесной сотне. Зато настоящий центр старого города находится ближе к Днепру, в районе улиц Суворова, Перекопской и Соборной. Большинство архитектурных памятников находятся в состоянии руины. Начиная с 2012 года, некоторым улицам Херсона, благодаря общественной инициативе и поддержке горсовета, начали возвращать исторические названия. К примеру, ул. Ленина получила свое дореволюционное название - Соборная, так как на ней стоит бывший кафедральный собор православной Таврической епархии - Свято-Успенский, улица 50 лет Октября теперь Богородицкая, а ул. Карла Маркса - Потемкинская.

Религия в Херсоне: храмы города

Херсон, как и Херсонщина в целом, издавна полирелигиозный, поскольку это был край торговый, привлекавший переселенцев, которые, соответственно, приходили со своим вероучением. Так, здесь до сих пор есть не только христиане различных конфессий (среди которых в начале основания полиса львиную долю занимали протестанты), но и мусульмане, иудеи. С начала существования по сегодняшний день город имеет три различных храма, которые поочередно были главными соборами Херсона - Свято-Екатерининский, Свято-Успенский и Свято-Духовский. Сейчас попробуем углубиться в историю религии полиса немного подробнее. Херсон в 2012 году получил своеобразный справочник основных храмов города - Аллею Духовности. На месте старого поросшего кустарником сквера за главным городским ЗАГСом, восстановили Покровский сквер, где и находится аллея. В 1803 году на месте современного сквера построили старообрядческую часовню. Через несколько лет здесь стоял храм Покрова Пресвятой Богородицы. Затем здание использовали то как зернохранилище, то как тюрьму для военнопленных. Однако в 1944 году Херсонский горсовет утвердил решение взорвать храм для того, чтобы улица Октябрьской революции, которую преграждала церковь, стала сквозной. Затем, как уже отмечалось, территория, где было сооружение, оставалась захламленной. А первым шагом в строительстве сквера на прежнем месте Покровской церкви стало установление скульптуры Покрова Богоматери в 2009 году. Строительные работы в сквере продолжались долгое время, в 2011 году ему официально дали название «Покровский». А на праздник Покрова Богородицы 14 октября 2012 г. открыли Аллею Духовности или Аллею «Истории Херсона в храмах», где на 17 памятных досках изображены святыни города и собраны краткие исторические справки о них.

Свято-Екатерининский (Спасский) собор

В 1781 г. Потемкин решает поставить новый Свято-Екатерининский собор на месте деревянной гарнизонной церкви святого архангела Михаила. Сооружение стало первым каменным православным храмом города. Не сложно догадаться, что фаворит императрицы строил собор в честь своей покровительницы Екатерины II, чему свидетельствует первый камень в фундаменте, который сохранился до сих пор. Когда же императрица посещала город, подарила храму второе название – Спасский, что должно было свидетельствовать о благодарности Богу за победу. Храм считается образцом русского классицизма. У входа стоят скульптуры Петра и Павла, великомученицы Екатерины. Известные библейские символы приобрели новое значение в этом соборе: ключи от рая у Петра - ключи от морских торговых путей юга империи, которые были добыты мечом Павла в войне. Подворье собора впоследствии стало своеобразным мемориалом, ведь здесь были похоронены павшие в войне главнокомандующие Херсонской крепости, а в самом соборе, у иконостаса находится усыпальница Г. Потемкина. Собор закрыли, часть иконостаса перенесли в краеведческий музей, остальные ценности исчезли бесследно. В храме открыли антирелигиозный музей, могилу Потемкина открыли и сделали экспонатом. Последний факт возмутил известного херсонского писателя Бориса Лавринева, который обратился с соответствующей просьбой в Наркомпрос. Поэтому антирелигиозную контору закрыли, однако не замедлили сделать помещение зернохранилища. В годы оккупации в храме возобновили богослужения, однако по возвращении советской власти туда снова завезли зерно. В 1968 году начали реставрацию, чтобы сделать там очередной музей, и здесь находился Дом пропаганды. В конце концов, храм вернули УПЦ в 1991 г. От большого иконостаса в храме остались аутентичных образов, большую часть которых сейчас содержат в музее.

Свято-Успенский собор

Успенский храм 1798 года все еще реставрариуется, хотя реставрацией как таковой ремонтные работы назвать нельзя, скорее - восстановление. Вместо обещанных властью дубовых окон поставили пластиковые, вместо камня заливают бетон. О восстановлении византийских фресок не идет и речи, однако радует, что храм хотя бы таким образом восстанавливают, поскольку, похоже, другого пути «реставрации» для него не предвиделось, разве что только дальнейшее разрушение. Особенность храма такова, что внешне он выглядит как минимум в три раза меньше, чем в середине, где под его куполом может поместиться 10-этажный дом (высота более 30 метров, длина - более 50). Собственно говоря, это одна из причин такой затяжной реставрации, которая длится до сих пор - большие масштабы работы и разрушений, ведь прежняя жизнь храма в качестве спорткомплекса не давала ему права на сохранение какой-либо подлинности - только стены. В большей степени собор восстанавливают на средства общины, правда, купол и надкупольный крест установили при поддержке государства. Об аутентичности иконостаса и стенописей не может идти и речи, потому что не осталось истинных свидетельств. Единственной иконой их пятидесяти иконостасных, которая чудом уцелела, является икона Божией Матери «Благодатное небо», официально считающаяся чудотворной. Также в «кафедральные времена» храма здесь был другой херсонский чудотворный образ - Касперовская Богородица. Святыню в свое время для сохранения временно перевезли в Одессу, где она остается и сейчас.

Храм св. царицы Александры

Постоянные прихожане храма имеют официальные удостоверения члена прихода, и единственный храм, под куполом которого стоит украинский флаг - церковь святой великомученицы царицы Александры УПЦ КП. Настоятель храма не только занимается делами общины и реставрацией здания, но и ежедневно предоставляет бесплатные услуги психолога людям, которые в этом нуждаются. В 1898 году состоялась торжественная закладка храма имени святой великомученицы царицы Александры. Поскольку храм в основном должен был действовать для воспитанниц женской гимназии, то покровительницей выбрали именно св. царицу Александру, которая стала известна благодаря своей бесстрашной преданности воле Божией. Женщина была женой императора Диоклетиана, который преследовал христианин. Александра же пошла поклониться в ноги святому Георгию и публично объявила себя христианкой, после чего муж приговорил ее к смертной казни. Уже смиренно идя на казнь, царица попросила у стражей отдыха и, склонившись, тихо умерла. Итак, возвращаясь к истории церкви, в 1902 году с поднятием колокольни освятили храм. В 1922-1927 годах храм принадлежал к УАПЦ, и вскоре церковь, как и большинство в Херсоне, закрыли, затем здесь были мастерские общетехнического факультета. Только в 90-х небольшая группа людей из местного общества украинского языка им. Т. Г. Шевченко начали борьбу за возвращение храма под опеку Православной Церкви. Накануне Пасхи 1992 года сооружение все-таки было передано общине УАПЦ. А уже в 1997 году общину зарегистрировали как приход УПЦ КП. От аутентичного храма сегодня частично уцелели стены сооружения и мраморные киоты внутри храма вдоль иконостаса, на которых изображены Владимир Великий и святая вмч. царица Александра. Купола и кресты, окна, которые были частично замурованы, пол, иконостас, стенопись - все это пришлось восстанавливать долгие годы исключительно средствами верующих. Удостоверения, выдаваемые отдельному человеку после так называемого «испытательного срока» на активность в жизни храмовой общины, имеют юридическую силу и предоставляют владельцу право голоса в решении тех или иных вопросов в обществе. В церкви св. царицы Александры у киота с изображением Владимира Великого стоит украинский флаг, который теперь служит как память о молитвах и крестном ходе прихожан на Херсонском площади во время Евромайдана. Также в этой христианской общине раз в месяц поддерживают традицию первых христиан - агапе - совместный обед и молитва прихожан. А воскресная школа имеет две группы: для детей от 4 до 8 лет, и от 8 лет и старше.

Церковь Рождества Богородицы (Греко-Софиевская)

Первую деревянную церковь Святой Софии Премудрости Божией возвели в Херсоне греки. Это были братья Димитрий, Афанасий и Стефан Горнапуло с острова Хеопс, который на то время был захвачен римлянами. В 1780 г. они начали закладывать каменную церковь, тогда же состоялось его освящение в церковь Рождества Богородицы. Этой святыне Херсона удалось лучше сохранить свою аутентичность, ведь в храме до сих пор имеется иконостас (около 450 лет) и образы, которые привезли с собой греки, настенная роспись и живопись XVIII века. Необычной для Херсона является архитектура церкви, которая выполнена по схеме базилики. Греческий храм, как его называют херсонцы, в 1917 году закрыли и изъяли из него церковные ценности. Богослужения восстановили, и они не прекращались после завершения войны. В военное время настоятель церкви протоиерей Ожиговский Серафим Яковлевич прятал мирных жителей города. После освобождения города священник также собирал средства для восстановления Херсона, а собственную квартиру переоборудовал в мини-госпиталь.

Церковь Всех Святых

Этот храм еще называют «Кладбищенский», потому что он стоит на территории Херсонского некрополя - Петровского кладбища, одни из древнейших захоронений которого датируют 80-ми годами XVIII века. Храм не прекращал богослужений во времена атеизма. Но хотя его не закрыли в советские времена, однако в 1929 году переплавили колокола «для нужд индустриализации» и начали конфисковывать церковные реликвии, ценности. Некоторую часть из них удалось вернуть благодаря прихожанам, которые совместными средствами выкупали сакраментальные для них вещи. На Петровском есть захоронения поляков, испанцев, французов, греков, немцев, даже можно увидеть, пробравшись сквозь заросли, несколько казачьих крестов, ведь Херсон был также городом собрания Черноморского казачьего войска. Рядом с братскими могилами защитников Севастополя есть могилы французов, которые были их противниками в Крымской войне. Сегодня кладбище переполнено и нередко среди полуразрушенных фигур в греческом стиле и склепов можно увидеть железобетонные надгробия с красной звездой вместо креста. Часть кладбища находится под асфальтом - последствия перестройки и восстановлений.

Привозной собор Св. Духа

Св.-Духовскую церковь считали наиболее богатой, ценно украшенной церковью Херсона, ведь на ее строительство выделили немалую сумму купцы, которые хотели на ярмарочной площади возвести святыню. Поэтому среди херсонцев бытуют еще два названия этой церкви - Привозная или Купеческая. Строительство храма начали в 1804 году. Тогда церковь имела форму креста с колоннами на фасаде. Неподалеку возвели пятиярусную колокольню, которая также выполняла роль небольшой церкви - Преображенской. Правда, колокольня сгорела дотла в 1941 году, как раз в День Преображения (19 августа). Теперь же на этом месте стоит часовня. В 1907 году Свято-Духовскую церковь увеличили, пристроив трапезную. Но золотые времена храма продолжались недолго - из сакрального сооружения исчезли все ценности, впоследствии здание закрыли, а с 1937 по 1944 годы здесь хранили муку. В 1944 г. началась реставрация, которая, правда, не смогла спасти древних росписей на стенах святыни. Следует вспомнить, что в конце 1941 года, как раз во времена оккупации Херсона, православным позволили проводить богослужения в трапезной храма, поскольку, как уже было упомянуто, в августе того же года сгорела Преображенская церковь-колокольня. В 1947 году, во время реставрационных работ Привозная церковь становится кафедральным собором города. Вскоре одесские иконописцы в этот храм подарили многочисленные иконы. И до 1995 года храм не имел полноценной колокольни, его «голос» заменяли 8 маленьких колоколов. Свято-Духовский собор имеет наибольшее количество в городе особо почитаемых икон: Спас Нерукотворный, копии Феодоровской и Почаевской иконы Богоматери, икона святителя Николая Мир Ликийских, Иоанна Русского и преподобомученицы Параскевы Римской с частями их мощей, также мощи преподобного мученика Варсофония Херсонского, преподобной Евтропии Херсонской, блаженной Доминики Олешковской и мощи преподобных Киево-Печерских.

Греко-католический храм Св. Кирилла и Мефодия и монастырь Св. Владимира Великого

Греко-католическая община в Херсоне сформировалась в 90-е годы на основе многочисленных переселенцев с западной Украины. В начале независимости Украины верующие обратились с просьбой о пастырском попечении к отцам Ордена святого Василия. Местные власти выделили часть бывшего аэродрома для строительства греко-католического мужского монастыря. Поэтому пока архитекторы чертили планы будущего монастырского комплекса, новоприбывший иеромонах Исидор (Гончар) и брат Василий (Данищук) собственноручно строили временное помещение для монастыря. В 2007 году из Ивано-Франковской области перевезли деревянную (из дуба и сосны) церковь, 16 тысяч деталей которой на месте составляли четыре человека. Это была инициатива отцов Василиан из древнего Крилоса. «Странствующую» церковь освятили в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. Этот храм - современная реконструкция украинской деревянной сакральной архитектуры XVI века, стиль - галицкий. Сейчас церковь св. Кирилла и Мефодия - единственный образец деревянной сакральной архитектуры в городе, а также единственное место сплочения греко-католической общины. Строительство же монастырского комплекса началось в 2009 году, когда заложили краеугольный камень.

Костел Сердца Иисуса

Около 1787 года появился этот храм с более поздней глиняной часовней. Строительством руководил священник-иезуит Элизум Шац. Летом 1849 года костел был освящен как кафедральный собор. В дореволюционное время часть улицы Суворова, где находится костел, носила название Католическая. Если вы решили наведаться в старый Херсон и проникнуться историей его храмов, предлагаем вам маршрут прогулки. Начинаем с железнодорожного вокзала, с главного входа которого буквально начинается проспект Ушакова - главная дорога города, тянущаяся прямо к набережной. Идем во Всесвятскую церковь и храм Петровского кладбища (слева). Перед церковью, немного сбоку, видим единственные в городе солнечные часы Джона Говарда, который в свое время спасал херсонцев от холеры, и, по иронии судьбы, сам умер от той напасти. После Петровского можем выйти снова на главную улицу города и дойти до так называемого современного центра с площадью Свободы, облсоветом и постаментом, оставшимся от недавно свергнутого Ленина, а там уже спросить дорогу в кинотеатр «Юбилейный», рядом с которым - Екатерининская (Спасская) церковь и остатки валов древней городской крепости. Отсюда по улице Перекопской дойдем до церкви св. Александры, у которой морская академия и парк им. Ленина, где стоит один из старейших дубов Херсона. Также почти напротив церкви находится литературный музей-дом Бориса Лавринева, писателя-футуриста. Кстати, считается, что именно из Херсона пошел литературный футуризм в российские лит-кулуары. Ведь здесь, в Херсоне, встречались и писали В. Хлебников, А. Крученых. В квартиру Лавринева однажды приезжал даже Маяковский. Итак, от музея идем вниз по «херсонскому Бродвею» - улице Суворова. По желанию, можно спуститься ниже, к набережной Днепра. Улица Суворова - центр старого города. По названию несложно догадаться, что здесь жил военачальник, сохранился его дом и клен, который он посадил в честь рождения сына. Херсонцы иногда смеются по этому факту, ведь вся улица окутана аллее кленов. Исторический клен высох, а из его ствола городской художник-авангардист Гепард сделал «мифологическое дерево». Неподалеку от ул. Суворова находятся Свято-Успенская и Софиевская церковь. В конце же «херсонского Бродвея» стоит римо-католический костел, от которого, если идти в сторону центрального рынка, находится Свято-Духовский (Привозной) собор. А чтобы добраться до греко-католической деревянной церкви св. Владимира Великого стоит спросить маршрут до Таврического микрорайона. Обычно, из-за отпугивающей «привлекательности» разбитых улиц и потрепанных фасадов, большинство туристов обходят настоящий исторический центр старого города, который находится в районе ул. Суворова, ближе к речпорту - так называемое «греческое предместье». Поэтому, если предпочитаете увидеть старый, а не советизированный «город», не жалейте времени.






Как, будучи одиноким, не пострадать от мошенников и не потерять жилье?
 
17 июля 2016 Игорь ШЕРШУН
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Сугдея - земля святынь
  • Когда его звали Сновеск
  • Херсон. В секте «Новое поколение» проповедует «православный архиепископ» Сергей Журавлев. ФОТО
  • Херсон. Строительная компания снесла храм, принадлежащий католикам и лютеранам
  • Крым. Уничтожение православных святынь объявлено мусульманами священным
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время