Психофизиологический анализ

физических упражнений в культе «Фалуньгун»

К.Н. Матулевский, врач-интерн по спортивной медицине
Украинского центра спортивной медицины, мастер
спорта международного класса по ушу, судья
международной категории, аттестованный
тренер International Wushu Federation

Теория и практика китайской традиционной медицины изложены во множестве трудов, в частности в трактатах, созданных в глубокой древности, но не утративших своей актуальности и в наши дни. Учитывая время их создания, мы должны правильно понимать скрытый смысл и некую иносказательность, обусловленные мировоззрением, условиями жизни и развитием науки того времени. В кратком докладе невозможно полностью раскрыть сущность и тонкости китайской медицины, в том числе и цигун как одного из ее методов.

История цигун. Первые упоминания о цигун обнаружены в классическом медицинском трактате Желтого Императора Хуан-ди Нэйцзин Линшу Сувэнь, датируемом около 2600 г. до н. э. В книге среди пяти методов лечения, кроме иглоукалывания каменными иглами, употребления лекарств, прижиганий и девяти игл, упоминается и «даоинь аньцяо» (древний цигун). Рассуждения о цигун встречаем в памятнике культуры «Путь ци» Юй Пэймина, предположительно написанном в 380 г. до н. э. «Чжуан цзы» и знаменитый «Дао дэ цзин» Лао Цзы также содержат комментарии к цигун. Поскольку в прошлом среди мастеров цигун были представители разных направлений, то и названия, которые они использовали, были различными: туна, даоинь, синци, нэйгун, сюдао, нэйянгун и др. Все эти названия, несмотря на их различия, относятся к формам, предшествующим цигун. Как показали научные исследования, в древних источниках словосочетание «цигун» встречается крайне редко, а именно: в сочинении «Записки о чистой вере» («Цзинмин цзунцзяо лу»), написанном даосом Сюй Сунем в период династии Цзинь (265–420 гг.), а также в значительно более поздней книге, опубликованной в конце Цинской династии. В 1935 г. издательство «Чжунхуа шуцзюй» выпустило книгу «Секреты шаолиньского кулачного боя», где были использованы эти два иероглифа – цигун. Однако, поскольку их содержание не было исчерпывающе объяснено, они не утвердились в качестве официального названия. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1958 г., до выхода в свет «Практического курса цигун-терапии» Лю Гуйчжэня, написанного им после консультаций с коллегами. В книге эти два иероглифа получили полное объяснение, после чего они стали официальным термином для всей вышеперечисленной группы традиционных названий.

Понятие «ци». Первоначально идеограмма термина «ци» состояла из двух знаков: один из них переводился как «поток чего-то в газообразном состоянии», другой – «рис» или «источник энергии человека и животных». В целом термин «ци» можно перевести как «поток чего-то в газообразном состоянии, являющийся источником энергии живых существ». В китайских словарях иероглиф «ци» переводится несколькими понятиями: воздух, жизненная сила, дух, жизненная энергия, настроение, душевные силы. Ци как жизненная сила имеет свои разновидности и места локализации: наследственная энергия (в почках), духовная энергия (в печени, сердце, легких, селезенке, почках), питательная энергия (формируется до рождения, начинает функционировать с поступлением воздуха и питательных веществ), защитная и возмущающая (вызывающая функциональные нарушения) энергии.

Несмотря на то, что ци, используемое в цигун, нельзя увидеть или пощупать, оно все же материально. Для того чтобы выявить материальную суть ци, в конце 1977 г. сотрудники Шанхайского мединститута, Шанхайского НИИ медицины и Шанхайского НИИ ядерных исследований с помощью современных приборов провели глубокие исследования проявлений внешнего ци у профессионалов цигун и доказали, что излучаемое ими внешнее ци обладает материальной основой. На ультрасовременном оборудовании ученые зафиксировали сигналы инфракрасного излучения, статического электричества, магнитного излучения и потоков каких-то частиц. Однако для ответа на вопрос, являются ли эти сигналы собственно ци или же только его признаками, нужно продолжить исследования.

Таким образом, содержание понятия «цигун» кратко можно раскрыть как тренировку ци и воспитание «и» (воли). Иероглиф «ци» в сочетании «цигун» означает дыхание. Иероглиф «гун» означает непрерывное сознательное совершенствование дыхательных упражнений и движений. Упражняться в цигун – значит, упражнять ци и волю, то есть с помощью воли вызывать циркуляцию ци, что способствует насыщению соответствующих внутренних органов ци. Посредством таких процессов укрепляется изначальная ци (юань ци), благодаря чему можно достичь исцеления от болезней. Цигун является важнейшим элементом макробиотики – теоретической и практической системы развития долголетия. С точки зрения макробиотики, цигун – система тренировки сознания и тела с целью развития истинной ци, которая позволяет мобилизовать резервы организма для укрепления здоровья, продолжения жизни, лечения и профилактики болезней. Поскольку цигун является функцией сознания и включает в себя методы аутотренинга, он представляет собой особую отрасль науки. В цигун можно выделить три уровня воздействия: тело, энергия тела и сознание. Для развития всех трех уровней используются движения, дыхание и мышление. При этом главенствующей является мысль. Без сочетания движений с дыханием и осознанием цигун превращается в физкультуру.

Существует множество направлений цигун. Кроме того, различные его методы широко распространены в народе. В зависимости от особенностей тела и предъявляемых требований люди накопили огромный практический опыт в использовании различных техник, поэтому методы цигун так богаты и разнообразны. На сегодня насчитывается около 600 видов цигун, из которых выделяют пять основных: медицинский, конфуцианский, даосский, буддийский и воинский.

Цель медицинского цигун – укрепление здоровья, профилактика и лечение болезней. В процессе развития китайской медицины основным теоретическим положением о недугах стала концепция здорового ци (чжэн ци). Когда в организм извне вторгается пагубное ци (экзогенный патогенный фактор), оно обязательно сталкивается со здоровым ци (в данном случае иммунной системой). В обычных ситуациях благодаря защитной способности здорового ци организм постепенно одерживает верх над болезнетворными силами, что способствует полному выздоровлению. Однако при определенных условиях защитной способности здорового ци оказывается недостаточно, и тогда болезнь развивается более активно, возможен даже смертельный исход. Упражнения цигун взращивают истинное ци, поддерживают здоровое ци, увеличивают силу сопротивления болезням. Выполняя упражнения цигун, заболевший человек добивается победы здорового ци над пагубным ци, тем самым восстанавливая свое здоровье.

Учитывая тысячелетнюю практику, китайская медицина базируется на традиционной концепции возникновения заболеваний, согласно которой организм – самодостаточная, самовосстанавливающаяся система, в которой всѐ взаимосвязано и находится в равновесии, подобно понятию о поддержании гомеостаза. Болезнь же возникает при дискоординации процессов, протекающих в организме человека. С точки зрения современной медицины, выполнение упражнений цигун синхронизирует нейроиммунноэндокринное взаимодействие.

Основу китайской традиционной медицины составляют:

- учение инь-ян, основывающееся на принципе бинарности (например, взаимодополняемость процессов ассимиляции и диссимиляции);
- концепция усин, предполагающая наличие и взаимодействие пяти первоэлементов – металла, дерева, огня, воды и земли;
- учение о меридианах (каналах) цзин ло, согласно которому в организме существует 12 парных каналов, по которым циркулирует ци, делая за сутки круг, и два непарных;
- учение об органах чжан (плотных) и фу(полых).

Основной целью конфуцианского цигун является «реставрация тела и пробуждение энергии ци», иными словами: самосовершенствование и развитие высокой морали. Цель даосской практики цигун – «учесть и душу, и тело», «влиять на жизнь» и восстановить «непорочность и недеяние». Буддийское направление цигун больше заботится о «закалке души и ее освобождении». Воинский цигун призван закалять здоровье, укреплять внутренние органы и развивать действенную силу.

Систему «Фалуньгун» нельзя отнести ни к одному из указанных течений, так как это компиляция из конфуцианского, даосского и буддийского течений. Символика «Фалуньгун» также смешанная и содержит как буддийские, так и даосские символы. В лечебном направлении «Фалуньгун» используются знания о наличии в человеческом теле меридианов и движении по ним ци, а также управлении циркуляцией ци в организме посредством цигун. Однако поскольку «Фалуньгун» исключает индивидуальный подход к человеку, к медицинскому направлению данную систему отнести нельзя. К тому же, лечение с помощью цигун называется цигун-терапия, а, как известно, терапия (лечение) без наличия терапевта (лечащего врача либо квалифицированного специалиста в области нетрадиционной терапии) не возможна в принципе. Упражнения «Фалуньгун» имеют разную направленность и относятся к различным направлениям. Кроме того, согласно доктрине «Фалуньгун»: «Фалунь в Фалуньгун является живым существом, состоящим из высокоэнергетической материи, которое обладает умственными способностями…». Ни в одной другой из систем цигун, тем более медицинского направления, нет ни слова о взращивании живого существа внутри себя. Подобные суждения могут привести к развитию у занимающихся ложных ощущений и образов.

С точки зрения биологии, существуют виды взаимовыгодного симбиоза, но ведь известно, что наличие взаимовыгодных условий существования не исключает возможности перерастания организмом «гостя» организма «хозяина». По мнению вице-президента Федерации ушу/гунфу и цигун Украины, мастера китайских боевых искусств Л.Я. Солодилиной: «Занятия цигун должны проводиться под контролем квалифицированного специалиста в области медицины либо физкультуры и спорта, владеющего системой цигун. При отсутствии контроля цигун не только будет не эффективен, а может привести к серьезным нарушениям со стороны психики и соматики».

Психофизиологическое воздействие пяти упражнений в «Фалуньгун». Бесспорно, занятия психосоматической практикой цигун оказывают положительное влияние на организм человека: мобилизуют организм на сопротивление болезням, отвлекают от стрессовых состояний, способствуют релаксации, в том числе мышечной, устремляют к высоким моральным и этическим качествам, вырабатывают установки на выздоровление. Физиологическое влияние цигун на организм осуществляется за счет регулирования дыхания в сочетании с координированными движениями и умозрительным воображением.

Развитие дыхания оказывает регулирующее влияние на функции вегетативной нервной системы, подразделяющейся на симпатическую и парасимпатическую. При активизации симпатической нервной системы происходит учащение сердцебиения, сужение кровеносных сосудов, повышение артериального давления, ослабление перистальтики органов ЖКТ. При активизации парасимпатической нервной системы происходят обратные процессы. Китайские врачи определили в клинических условиях, что при непрерывном длинном выдохе наблюдается расширение кровеносных сосудов и понижение артериального давления, а при непрерывном длинном вдохе сосуды сужались, а артериальное давление повышалось. Следовательно, используя разум и волю, можно регулировать работу внутренних органов. В практике цигун наиболее часто используется такое понятие, как «дыхание животом», означающее абдоминальное, или диафрагмальное, дыхание. Во время вдоха диафрагма опускается, увеличивая размер грудной полости и объем вдыхаемого воздуха, а при выдохе – поднимается, уменьшая грудную полость и вытесняя воздух из легких. Известно, что увеличение амплитуды движения диафрагмы на 1 см приводит к изменению количества пропускаемого воздуха на 250-300 мл. Волевым усилием можно увеличить амплитуду движений диафрагмы. Во время практики цигун у взрослого человека колебания диафрагмы увеличиваются в среднем на 5 см, что способствует улучшению газообмена, увеличению содержания кислорода в крови, усилению дыхательной системы. Кроме того, клиническая практика китайских врачей подтверждает, что, осваивая брюшное дыхание в контексте методики цигун, диафрагма массирует внутренние органы, улучшая перистальтику органов ЖКТ, способствуя перевариванию и всасыванию пищи, а также питанию всего организма.

Поскольку в системе «Фалуньгун» не акцентировано внимание на важности сочетания дыхания с выполнением упражнений, эту систему лишь факультативно можно относить к цигун. Следовательно, она является одним из видов культовых практик. Занятия цигун должны быть дозированы для каждого человека индивидуально, в зависимости от его конституционального типа, условий проживания или заболеваний. В связи с этим уместно привести мнение известного специалиста в области китайской медицины, доктора У Вэй Синя: «Что касается лечебных методик, то они не могут быть однотипными и схематическими при одних и тех же заболеваниях, а должны определяться строго индивидуально, применительно к особенностям конкретных заболеваний человека и окружающей его среды… А для того чтобы были выбраны для вас наиболее подходящие методики, желательно чтобы на первых порах их освоения вы находились под контролем специалиста с медицинским образованием». Точно так же постепенным должен быть переход и между разноцелевыми упражнениями и методиками. Доктор У Вэй Синь об этом сказал: «…переход от одного к другому должен быть плавным, последовательным, исключающим любые крайности. Человеческий организм пластичен, но это не пластилин! Пластика живого – это элемент гармонии природы, а мы являемся ее составной частью. Природа не прощает резких и необдуманных действий. Если последствия не проявили себя сразу, то они не замедлят напомнить о себе в самый неподходящий момент». Кроме того, при стремительном взращивании в неподготовленном организме сильной энергии, как это обещает «Фалуньгун», могут наступить необратимые изменения в организме и психике.

Догма «Фалуньгун» не рекомендует обращаться к врачам, а пропагандирует «…вынести страдание из страданий», мотивируя это принятием кармы и невмешательством. Однако кто, кроме врача, владеющего методикой цигун-терапии, сможет точно сказать, исходя из знаний о правильном ходе процессов энергообмена в организме, подходят ли вам упражнения «Фалуньгун»? Консультант Фалунь Дафа не сможет оказать вам компетентную помощь в этом вопросе, так как в разделе «Требования, предъявляемые к консультантам по Великому Закону Фалунь» книги «Китайский Фалуньгун» нет графы о необходимости владения знаниями в области медицины. Однако незнание медицины может привести к плачевным результатам.

Принимая во внимание этот факт, система «Фалуньгун» не может считаться медицинской. Так, в «Фалуньгун» в основном используются положения стоя либо сидя с прямой спиной, что противопоказано больным с ослабленным физическим состоянием. Поскольку положения стоя относятся к движениям комплекса цигун «укрепления мощи», сначала, до улучшения состояния человека, рекомендуется выполнять упражнения лежа на спине из комплекса «взращивание внутреннего». И таких нюансов множество.

Ощущения во время выполнения цигун у каждого занимающегося человека сугубо индивидуальны, поэтому стремиться к достижению определенных ощущений запрещено, как и задавать занимающимся четкие образы, которые также сугубо индивидуальны. В доктрине сказано: «Те, у кого небесное око открыто на низком уровне, могут видеть Фалунь, который вращается, как вентилятор. Те, у кого небесное око открыто на высоком уровне, могут видеть полную картину Фалунь – это очень красивое и яркое зрелище, которое позволяет практикующему более усердно самосовершенствоваться и энергично двигаться вперед». При таком подходе стремление увидеть «нужный образ» может привести к развитию запрограммированных зрительных иллюзий.

Организация занятий

Следует отметить, что, начиная практиковать цигун, нельзя слепо заучивать упражнения. Прежде всего, нужно проанализировать свой образ жизни: психическую и физическую нагрузки, отдых, вредные привычки, питание, заболевания которыми страдаете, как вы их лечите и т. д., определить свой настрой и желание осознания изучения данной методики . Доктор У Вэй Син по этому поводу говорит: «Помните: лишь настойчивое и терпеливое овладение предложенной методикой поможет достичь желаемого результата». Основные положения для занятий цигун являются общими для всех течений:

- Индивидуальный подбор для каждого занимающегося количества повторов, положений тела, типа дыхания, динамического либо статического характера упражнений.
- Для максимального лечебного эффекта необходимо учитывать время наибольшей активности органов.
- Во время занятий нужно сохранять спокойное расположение духа.
- Упражнения обязательно надо чередовать с отдыхом.
- Длительность статического упражнения не должна превышать 30 минут, после которого должен быть отдых в движении (ходьба).
- Постепенность обучения – от начального уровня к более высокому.
- Нельзя заниматься цигун после тяжелой физической нагрузки.
- Нельзя заниматься цигун натощак, но и не сразу после еды.
- Не следует заниматься цигун при сильном возбуждении.
- Нельзя заниматься цигун во время грозы.
- Нельзя заниматься цигун, если воздух не свеж или загрязнен, но и на ветру или сквозняке также запрещено.
- Для лечения заболеваний нужно использовать комплексный подход – использовать цигун-терапию в сочетании с методами восточной и западной медицины.
- По окончании занятия цигун нельзя садиться на холодный камень или землю.
- Самое главное в комплексах цигун – это последовательность и настойчивость. При этом, быть настойчивым – не означает злоупотребление занятиями, поскольку это может привести к нежелательным отклонениям.
- Необходимо верить в науку и не поддаваться слепой вере в какого-то мастера, в какой-то метод.

На мой взгляд, для гармоничного воздействия упражнений «Фалуньгун» как оздоровительной и общеукрепляющей системы, которую можно было бы причислить к цигун, необходимо организовать процесс обучения и проведения занятий таким образом:

- выполнение одного комплекса в один день, которому будет предшествовать посильная разминка, состоящая из общеукрепляющих упражнений;
- продолжительность выполнения комплекса в статике не должна превышать 20 минут, далее, в течение 3–5 минут, необходимы упражнения в динамике;
- упражнения должны проводиться в сочетании с определенным типом дыхания, которому обучают отдельно;
- индивидуальный подбор питания занимающихся;
- опираться в объяснении процессов энергообмена ци не на доктрину «Фалуньгун», а на основы китайской медицины и философии;
- дифференцированный подход к занимающимся;
- соблюдение таких принципов и методов преподавания физической культуры, как доступность, наглядность, постепенность переходов от простого к сложному и т. д.
- В зависимости от заболевания необходимо сочетать занятия цигун с лекарственными средствами, массажем, самомассажем под наблюдением специалиста в области медицины.

Все вышеизложенное даѐт основания сделать следующие выводы:

- Обязательным требованием к консультантам по «Фалуньгун» является знание медицины, так как занятия по данной системе оказывают сильное воздействие на психическое и физическое состояние занимающихся.
- Систему упражнений «Фалуньгун» можно относить к цигун лишь факультативно, учитывая отсутствие правильного процесса обучения, а, как следствие, и практики. «Фалуньгун», скорее, является культовой практикой с использованием различных методов исполнения данного культа, включая физические упражнения, внушения определенных мыслей и образов, самогипноза, на основе культа личности автора в сочетании с простотой и доступностью, привлекательностью идеи обретения мнимого исцеления, сверхвозможностей, связи с космическими силами для сознательного слияния с бессмертной Вселенной.
- Упражнения «Фалуньгун» исключают индивидуальный подход и не содержат диагностического аспекта, что ставит под сомнение лечебную направленность этой системы.
 
7 декабря 2015 admin
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Сравнительная характеристика
  • Участники
  • Китайская секта вербует украинских военных
  • Внутренняя оппозиция и культовая цензура в Фалуньгун: «учитель» Ли Хунчжи теряет контроль над китайскими последователями
  • Украинские адепты секты «Фалуньгун» провели акцию в центре Киева
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время