Легенда и история короля Соломона

Небольшое село Кидёш – по-украински Змиевка - у Берегового на Закарпатье имеет более восьми сотен жителей, среди которых - замечательные виноделы и ткачи, до сих пор хранящие древние традиции родительского ремесла. Ежегодно в середине сентября здесь, у подножия вулканических Карпат, проходит фестиваль вина. В то же время Змиевка-Кидёш - привлекательный для «охотников за историей» пункт, которому, кто знает, может быть посвятят когда-нибудь повесть или роман. Как-никак, а в тысячелетнем прошлом этого селения на Серебряной Земле - Закарпатье, по преданию, оставил свой след король Соломон. Не израильский, а венгерский - сын киевской княжны, чье изображение до сих пор можно увидеть в Святой Софии Киевской.

Легенда вместо вступления

«На месте этого села в далеком прошлом был скит, последний приют венгерского короля Соломона, сына короля Андрея и Анастасии Ярославны, дочери киевского князя Ярослава Мудрого... Он построил часовню на невысоком холме, окруженном с трех сторон естественными препятствиями, обрывами. С четвертой стороны сооружение было окружено искусственным рвом. В древности строение было окружено также оборонной стеной» [4, с. 63], - это история, что бытует в Змиевке, способна завладеть вниманием и разжечь воображение.

По одному из вариантов перевода (как покажем далее, он не является исключительно украинским - авт.), король Соломон вообще навсегда осел в этой окрестности и завершил жизнь в ореоле святости:

«После последней битвы побежденный Соломон бежал в наши края, скрывался здесь всю свою жизнь, создал монастырь. Руины этого монастыря до сих пор можно найти рядом с существующей по сей день церковью», - пишет историк Сергей Федака [5, с. 102-103].

Более того, название села также связано с трагическим случаем, произошедшим на склоне жизни Соломона.

«Названная дочь Соломона - красавица Роза (которую он нашел в лесу и воспитывал как собственную - авт.) - погибла от укуса змеи. В память об этом событии поселения, где жил отшельник (с основанным позже монастырем), получило название Кидёш (Змиевка)» [12].

На самом деле последняя цитата - только упрощенный перевод полного повествования. В более полной его версии, записанной в Мукачево краеведом Петром Совой, перед гибелью Розы с ней познакомился один из воинов венгерского войска, которое шло войной на Галичину. Юноше понравилась девушка, он сосватал ее и пообещал жениться, если вернется живым. Когда же жених приехал, отчим показал только свежую могилу погибшей [2, с. 110].

«Глубокая скорбь охватила молодого рыцаря, и он долго стоял, молча, над могилой любимой. Затем попросил у отшельника разрешения остаться с ним, чтобы не расставаться с дорогой могилой. Отец девушки согласился, и они остались жить вдвоем. Но тяжелое горе окончательно подорвало силы старика, и он, чувствуя приближение смерти, открыл молодому человеку свою тайну: что он - король Соломон... все эти последние годы здесь искупал свой грех...» [2, с. 110].

Витязь похоронил старика у могилы любимой, а сам стал отшельником. К нему стали сходиться другие люди. Совместными усилиями они построили церковь и монастырь. А вокруг появилось село - Змиевка, по-венгерски Кидёш (Kigyos) [2, с. 110-111].

Загадка старого храма

Итак, географически легенда о короле-монахе крепко привязана к Кидёшу и тамошней церкви св. Иоанна Крестителя - интересного, хотя и не слишком экспрессивного памятника архитектуры национального значения под № 1111/0 [14]. Согласно решению Закарпатского областного совета № 342 от 18 марта 2004 года, храм входит в перечень памятников, не подлежащих приватизации [13]. Церковь расположена на холме и к ней из центра Змиевки можно добраться по дороге, ведущей в детсад и сельсовет. Здание хорошо контрастирует с окружающей зеленью благодаря выбеленным стенам.

Исследователи Иван и Дмитрий Попы датировали змиевскую церковь XII-XIV веками [4, с. 63], в издании «Памятники архитектуры и градостроительства УССР» указаны XIII-XIV вв. [3, с. 171], а Сергей Федака считает, что ее возвели в XIII веке [5, с. 102]. Первое письменное упоминание о селе относится к 1331 году. Тогда в венгерских документах оно называлось Кикош - Kykos [19].

Свято-Иоанновский храм в его сохранившейся планировке является плодом длительной развития. Первой была возведена часовня в романском стиле, а уже после нее - готический неф. Поэтому часовня стала апсидой. Что интересно, обе части постройки не диссонируют между собой. Наоборот, во время их осмотра чувствуешь сохранение гармонии. Общий стиль здания характеризуется как переходный от романской архитектуры к готической [3, с. 171].

Существовала когда-то у церкви и ризница - основание ее обнаружили у северной стены нефа и апсиды. Под полом ризницы в 1889 году обнаружили следы древних захоронений [4, с. 63-64].

Особое место в змиевском храме занимали фрески. Среди сохранившихся – «Явление Христа Марии», «Моление на чашу», «Святая Екатерина». Эти изображения открыли при ремонте в 1911 году. Есть основания полагать, что в древности фрески покрывали все стены, но их забелили после того, как в 1590 году церковь стала реформатской [4, с. 63-64; 5, с. 103]. Также здание подверглось повреждениям в 1657 году, когда войска князя Ежи Любомирского (1616-1657) напали на территорию современного Закарпатья в отместку за поддержку семигородским князем Юрием II Ракоци (1621-1660) гетмана Богдана Хмельницкого (1596-1657). Во время этого похода местные крестьяне укрылись за стенами церкви. Когда же в XVIII веке наступили спокойные времена, эти стены разобрали на стройматериалы.

Хорошо, что реформатская община только забелила фрески, а не сбила их сразу после ремонта 1590 года или последующих ремонтов, в 1827, 1889 и 1911 годах. Сохраненные изображения достойны внимания как искусствоведов, так и туристов.

«Они отличаются исключительно тонким рисунком, лики написаны в золотисто-розовых тонах. Нежный красноватый цвет контурной линии напоминает рисунки итальянских мастеров, выполненные сангиной. В позах ангелов чувствуется полет, фигуры и лица их несколько стилизованы», - пишут И. и Д. Попы [4, с. 64].

Фрески из Кидёша сравнивают с фресками знаменитой Горской ротонды в Ужгороде и датируют 1360-1370 годами. Более того, окна змиевской церкви напоминают первоначальное восточное окно храма в Горянах [3, с. 171].

Как видим, в архитектурной истории храма о короле Соломоне речь не идет, а даты, которые приводят исследователи архитектуры, приблизительно на столетие позднее годов жизни этого исторического деятеля. Да и росписи можно связывать, скорее всего, уже с итальянскими художниками, которые появились в Венгерском королевстве при Анжуйской династии после угасания рода Арпадов. Однако зацепки, которые открывают перспективы дальнейших поисков, существуют. Речь идет в частности, о статусе окрестностей: до 1364 года здесь были королевские имения, а в местных лесах любили охотиться венгерские правители. Змиевский оборонный храм при тогдашнем состоянии развития военного дела был словно небольшой крепостью и хорошо подходил для того, чтобы здесь можно было останавливаться для отдыха. В конце концов, факт неосведомленности нашего общества о жизни и деятельности Соломона является вызовом для исторической памяти об этом потомке Арпадов и Рюриковичей, с матерью которого связывают одно из очередных расселений наших предков на Серебряной Земле и развитие там сети восточной Церкви.

Путь к престолу, королевство и падение

Будущая мать короля Соломона - Анастасия - родилась примерно в 1021 году. Ее мать - шведская принцесса Ингигерда. В свою очередь княжна сыграла важную роль в брачной политике своего отца Ярослава Мудрого, которого назвали тестем всей Европы. Это именно ее сестра - знаменитая Анна Ярославна, королева Франции...

Для Анастасии ее личная венгерская история началась после того, как член правящего венгерского дома Арпадов Вазул (997-1031/1032) принял участие в восстании против тогдашнего короля Стефана I (около 978-1038). Мятеж не удался и Вазул, спасая своего сына Андрея (около 1015-1060) от возможной казни, отослал его во двор соседнего правителя - в Киев. Как пишет историк Николай Котляр, Андрей женился на Анастасии примерно в 1046 году, когда он в результате восстания получил венгерский престол [16]. По другой версии, в брак молодожены вступили в 1039 году. Венгерская «Иллюстрированная хроника» вообще не указывает дату брака [9, с. 104*].

В борьбе за власть Андрей использовал недовольство Церковью части венгров, оставшихся язычниками, а также сопротивление противников сближения Венгерского королевства со Священной Римской империей. Однако победив своего предшественника короля Петра, Андрей сразу сам короновался короной, которую ему прислал византийский император Константин IX Мономах. Следующим шагом короля Андрея была попытка примирения с императором Генрихом III (1017-1056), но тот отверг предложение. Разгорелась война 1047-1053 годов, которая завершилась только с помощью посредничества папы Льва IX (1002-1054). Генрих вывел войска из Венгрии.

Чтобы закрепить престол за своим сыном Соломоном, Андрей короновал его в 1057 году и женил его на дочери императора Генриха III Юдит (1054 - около 1105) [9, с. 111]. Такая спешка короля понятна - на трон претендовал еще и Андреев брат Бела. Коронация поссорила родственников. Белу поддержал польский князь Болеслав II Смелый, зато Андрея - могущественный император Генрих IV (1050-1106), шурин Соломона.

Решающая битва состоялась на востоке от реки Тисы и Андрей ее проиграл. Он пытался бежать в Священную Римскую империю, но попал в плен. Умер до коронации Белы 6 декабря 1060 года. Отца Соломона похоронили в монастыре в Тихани (теперь Tihany, хотя более древней, очевидно, является славянская форма Tyhon - Тихонь), который он заложил в 1055 году с женой на северном побережье озера Балатон [7, с. 38]. Могила Андрея - единственное из сохранившихся захоронений венгерских королей эпохи Средневековья.

Меценатство

Монастырские закладки Андрея и его жены Анастасии - очень интересная и малоизученная тема со многими белыми пятнами. К примеру, в русскоязычной версии Википедии есть память о том, что: «Анастасия была сторонницей основания православных монастырей в Венгрии. Поэтому неудивительно, что некоторые историки считают, что она способствовала основанию такого монастыря на Чернечей горе в Закарпатье. Тогда здесь уже существовало поселение монахов из Киево-Печерского монастыря, очевидно, пришедших сюда вслед за королевой» [11]. В англоязычной версии Википедии также есть указание на меценатство королевы: «Это, возможно, она убедила своего мужа основать лавру в Тихани для отшельников, которые пришли с ним из Киевской Руси» [23].

В обоих случаях, к сожалению, ссылки на источники отсутствуют. Аналогичная ситуация и с цитатой о роли Анастасии из публицистической книги С. Сабола «От Венгерской Руси до Карпатской Украины»: «Король Андрей, который в году 1015 нашел защиту в Киеве от мятежников, женился там на дочери Ярослава Мудрого Анастасии, привел с собой много русинов из Киева, ставших высокими чиновниками в Венгрии, а также привез первых монахов из Киева и основал монастырь близ Мукачево перед годом 1060» [1, с. 12].

Поиск документальных подтверждений о причастности Анастасии Ярославны к поддержке восточной Церкви, а если они не найдутся, то объяснение устойчивости романтизированной традиции - одна из важных задач украинской исторической науки. Ведь уже сейчас хорошо видно, что и Андрей, и Анастасия были прочно связаны с римо-католическими монастырями. Обитель в Тихани и Адмонтское аббатство (историческая Штирия, современная Австрия - авт.), где похоронена королева, сейчас являются бенедиктинскими. Монастырь в Адмонте был таковым от своего начала - его основал архиепископ зальцбургский Гебгард (около 1010-1088) в 1074 году, прислав туда монахов из монастыря св. Петра в Зальцбурге.

Что касается Тихани, то сохранилась фундационная грамота короля Андрея от 1055 года, в которой четко указано, что монастырь назван в честь Девы Марии и св. Аниана епископа Орлеанского, а также приведена легенда о св. Бенедикте [22]. Поэтому то, что в Тихани были изначально киевские монахи, не вписывается в свидетельство о бенедиктинцах там. Присутствие последних с начала существования обители четко зафиксировано в популярных ресурсах: «Бенедиктинские монахи были поселены в Тихани королем Андреем, который построил для них церковь и монастырь на полуострове Тихани у озера Балатон» [24]. Аналогичная информация - и в венгерской интерпретации [22]. Открытым остается вопрос того, как согласовать все указанные факты с украинской историографией: «В Мадьярском королевстве, например, до конца XII века не было латинских монастырей, а были монастыри греко-славянского обряда» [6, с. 95].

Соломон на престоле

Как бы то ни было с меценатством, а еще перед падением Андрея Анастасия с сыновьями Соломоном и Давидом (родился между 1053-1055 - умер после 1094) выехали в безопасное место - во двор австрийского маркграфа Адальберта. Оттуда королева, не затягивая времени, обратилась за помощью к императору Генриху IV. Немецкое войско выступило в поход в поддержку Соломона, а 11 сентября 1063 года умер Бела. Его сыновья Гейза (около 1040-1077), Ладислав (около 1040-1095) и Ламперт (1049/1050-1096) бежали в Польшу. Уже 27 сентября 1063 года Соломона короновали. Мать и жена были ближайшими советниками нового короля.

Правление этого внука Ярослава Мудрого в Венгрии было ознаменовано войной с чехами на северо-западе, противостоянием агрессии печенегов с востока и войной с Византией на юге. Там во время похода против греков король в качестве трофеев захватил оружие мученика IV века святого Прокопия, а также подарил мощи православному монастырю в Сирмиуме (теперь Сремска Митровица в Сербии - авт.).

Соломон уже в 1064 году помирился со своими двоюродными братьями: пообещал им третью часть королевства в княжение, и они вернулись из Польши [7, с. 39]. Однако между родственниками, которые хотели быть верховными правителями, снова возникли распри. В 1074 году сыновья Белы восстали против короля. Последнего поддержал император Священной Римской империи, а Гейзу с братьями - князь Отто из Оломоуца (1045-1087). Соломон вынужден был бежать, но закрепился в западной части страны - в землях Мосон (Moson) и Пошоны (Pozsony) (современный северо-запад Венгрии и юго-запад Словакии с Братиславой). Привлекает внимание свидетельство хроники «Gesta hunnorum...», которая отмечает, что сначала Соломон с родственниками направился в известный нам Адмонтский монастырь, а уже затем - в западные окраины своего королевства [7, с. 39]. Анастасия и Юдит отправились с ним [9, с. 150], но между ними начались споры. Дошло до того, что мать упрекала сына за поражение и тот в гневе хотел ударить ее по лицу. Однако Соломона сдержала за руку его жена Юдит - в 1855-1855 годах этот сюжет вдохновил венгерского художника Шому Орлая Петрича на создание экспрессивной картины с венгерским патриотическим названием «Мать проклинает Соломона».

Впоследствии Генрих IV осуществил еще один поход на Гейзу, но его войска, не осуществив задуманного, вернулись домой. За ними покинули Соломона и его мать с женой... В конце концов, королева пошла в Адмонтское аббатство [7, с. 39; 9, с. 170], где умерла между 1074 и 1096 годами. Похоронена дочь великого киевского князя там же. На этом фоне странным может показаться отсутствие младшего брата Соломона - Давида. Объяснение этому простое: Давид не интересовался и не занимался политикой - он был монахом, в 1094 году завещал значительную сумму денег для Тиханского монастыря, а затем и сам был там похоронен, возле отца [10, с. 134-136].

Свергнутый король обращался за поддержкой и к Папе Григорию VII (около 1021-1085), но тот отказал, потому что не принимал союза Соломона с императором. В то время Бела умер и новым королем стал Ладислав. Он захватил Мосон. У Соломона осталась только Братислава с окрестностями [9, с. 159]. В конце концов, в 1080 или 1081 году сын Анастасии Ярославны отказался от престола [9, с. 161].

Дальнейшие неудачи. «Странствующая» история

После отречения Соломон, однако, не лишился амбиций вновь стать королем. Ладислав заточил его в Вышеграде [9, с. 165-166]. Освободили его в 1083 году по случаю канонизации св. короля Стефана и св. Эмериха-исповедника. По легенде, Ладислав приказал выпустить оппонента, потому что пока тот сидел в тюрьме, никто не мог открыть могилу святого Стефана.

Выйдя на свободу, Соломон отправился к Юдит в Регенсбург, но она не приняла его (в 1089 году она вышла замуж во второй раз [9, с. 170] за польского короля Владислава I Германа (1043-1102) и родила ему четырех дочерей. Последние годы провела в Регенсбурге, а похоронена в том же монастыре, что и мать Соломона – в Адмонтском аббатстве. Окончательно свергнутый король отправился на нижний Дунай - к печенегам. Там он пообещал отдать Трансильванию одному из их предводителей по имени Кутеск за поддержку в отвоевании королевства. Соломон обязался также жениться на дочери Кутеска. Кочевники выступили в поход, но король Ладислав вынудил их бежать.

Таким образом, Соломон оказался на периферии политической жизни [9, с. 165]. В 1087 году он участвовал в походе печенегов и венгров на Византию. Но и здесь его постигла неудача: византийцы разбили нападавших в горах Болгарии [9, с. 168-169]. Бернольд Констанцский (около 1050-1100) в своей «Хронике» (к сожалению, нам она была недоступна - авт.) написал, что Соломон «погиб храбро после невероятного избиения врага, когда он отважно пошел в поход против короля греков» (Bernold of St. Blasien, Chronicle (2008). In Robinson, IS Eleventh-Century Germany: The Swabian Chronicles. Manchaster University Press: (year 1087), с. 290, цит. по 27).

В венгерских же и балканских источниках и литературной традиции возникает совершенно другая версия завершения жизни сына Анастасии Ярославны: речь идет о том, что он раскаялся в своих грехах и «провел последние годы в паломничестве и молитве, постах и созерцании, труде и раскаянии» [9, с. 169].

Некоторые исследователи указывают, что он умер в городе Пула на полуострове Истрия.

«Его брат Ладислав собственноручно раздавал милостыню на крыльце церкви Блаженной Девы Марии, и Соломон был среди тех, кто получал. Когда Ладислав пригляделся, то осознал, кто это, вернулся от раздачи и искренне поинтересовался, как ему удалось не погибнуть? Он не желал причинить никакого зла, но тот предположил иначе. Поэтому до смерти отбыл к Адриатическому морю, в город, называемый Пула. В скромности, бедности и раскаянии он завершил свою жизнь, там же лежит похороненный, и никогда более не возвращался к своей жене» [7, с. 39-40].

В музее Пулы даже показывают камень якобы из могилы короля Соломона [27]. Но на Закарпатье верят, что свергнутый король жил именно в окрестностях Кидёша-Змиевки. Впрочем, соломонова легенда - только одна из историй, связанных со змиевским храмом. Так, краевед Валерий Розгулов записал от местного церковного ключника интересный рассказ о подземелье церкви.

«Церковный ключник Имре Нодь... слышал ее от своего деда. Как будто под полом часовни местные жители откопали дверь, но идти в подземелье запретил настоятель церкви, а вход в него приказал навсегда закрыть, пригрозив обывателям, что тот подземный ход охраняет нечистая сила» [19].

Поэтому романтизированная традиция о короле Соломона - внуке Ярослава Мудрого - живет, а неисследованные страницы нашей истории, вероятно, прячут важные ключи к ее решению.

_______________________________
* Здесь и далее мы употребляли собственные переводы с латинского языка, сверяя их, при наличии, с английскими переводами - авт.

Владимир Мороз, Религиозно-информационная служба Украины
http://risu.org.ua/ua/index/studios/studies_of_religions/61266/


Литература

1. Боржава Юрий (о. Севастьян Сабола, Чин святого Василия Великого). От Венгерской Руси до Карпатской Украины. - Филадельфия: «Карпатский голос», 1956. - 56 с.
2. Легенды нашего края. - Ужгород: Карпаты, 1972. - 216 с.
3. Памятники архитектуры и градостроительства Украинской ССР / Н. Л. Жариков. - Т. 2. - К.: Будівельник, 1985. - 336 с.
4. Поп И. И., Поп Д. И. В горах и долинах Закарпатья. - Москва: Искусство, 1971. - 135 с.
5. Федака Сергей. Населенные пункты и районы Закарпатья: историко-географический справочник. - Ужгород: Лира, 2014. - 263 с.
6. Федоров Юрий. История Церкви в Украине. - Львов: Свічадо, 2001. – 362 с.
7. Simon de Keza. Gesta hunnorum et hungarorum - 54 с. https://www.scribd.com/doc/234667493/simon-de-keza-gesta-hunnorum-et-hungarorum
8. Chronica picta (A digitalized version of the Chronicon itself) https://web.archive.org/web/20120304111134/http:/konyv-e.hu/pdf/Chronica_Picta.pdf
9. Chronicon Budense. - Budae: Typis Ioannis Gyurian & Martini Bago, 1838. - 386 с.
10. Wertner, Mor: «David herczeg». In: WM: Az Árpadok csaladi törtenete, Nagy-Becskerek, Pleitz Ferencz Pal Könyvnyomdaja, 1892. - 629 с. https://ia700406.us.archive.org/21/items/azrpdokcsalditr00wertgoog/azrpdokcsalditr00wertgoog.pdf
11. Анастасия Ярославна https://uk.wikipedia.org/wiki/Анастасія_Ярославна
12. Геральдика Береговской земли http://library.khai.edu/pages/geraldika/Index_12.htm
13. Закарпатский областной совет. Десятая сессия IV созыва. Решение от 18.03.2004 г. № 352 «О Перечне памятников архитектуры Закарпатской области, не подлежащих приватизации» http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/ZA040016.html
14. Кабинет Министров Украины. Постановление от 3 сентября 2009 года № 298 «О внесении объектов культурного наследия национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников Украины» http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/928-2009-%D0%BF
15. Кидеш (Змиевка) http://www.castles.com.ua/kigyos.html
16. Котляр М.Ф. Анастасия Ярославна // Энциклопедия истории Украины Т. 1: А-В / Ред. кол.: В. А. Смолий (председатель) и др. НАН Украины. Институт истории Украины. - К.: Издательство «Наукова думка», 2003. - 688 с.: ил. http://www.history.org.ua/?termin=Anastasiia_Y
17. Памятники архитектуры национального значения Закарпатской области https://uk.wikipedia.org/wiki/Пам'ятки_архітектури_національного_значення_Закарпатської_області
18. Соломон I https://uk.wikipedia.org/wiki/Соломон_I
19. Супруненко Олег. Кидеш - село знаменитых виноделов с таинственным храмом на холме http://beregovo.today/NewsOpen/id_news_60671
20. A Pallas nagy lexikona http://mek.oszk.hu/00000/00060/html/089/pc008946.html#6
21. A Teleki Laszlo alapitvany nemzetközi konferenciaja öröksegvedelem es videkfejlesztes cimen 2011 oktober 28-30 [Kigyos] http://www.koh7.hu/5_irasok/111030_teleki_02/07_kigyos/kigyos.html
22. A tihanyi alapitolevel masolata http://tihany.osb.hu/alaplev.pdf
23. Anastasia of Kiev https://en.wikipedia.org/wiki/Anastasia_of_Kiev
24. Establishing charter of the abbey of Tihany https://en.wikipedia.org/wiki/Establishing_charter_of_the_abbey_of_Tihany
25. Kigyosi reformatus templom http://www.karpatinfo.net/latnivalok/kigyosi-reformatus-templom
26. Salamon magyar kiraly https://hu.wikipedia.org/wiki/Salamon_magyar_király
27. Solomon, King of Hungary https://en.wikipedia.org/wiki/Solomon,_King_of_Hungary
28. Tihanyi alapitolevel https://hu.wikipedia.org/wiki/Tihanyi_alapítólevél
29. Zelliger Erzsebet: Első nyelvemlekeink es a 950 eves Tihanyi alapitolevel, Új Ember, 2005. november 20. http://www.benceskiado.hu/index.php?hlid=23
 
9 ноября 2015 Юрий ПЕТКОВИЧ
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Кобзарская икона в Секуне
  • УАПЦ в Днепропетровске в 1990-2015 гг.: период полураспада
  • Роза Алоян, задушившая своих сыновей, - свидетельница Иеговы
  • В глухом тернопольском селе Ющенко вновь меняет веру
  • История протестантства - языковой барьер
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время