В погоне за аномальным: жизнь и смерть Эдуарда Наумова
ХХI международные Рождественские чтения
Секция: «Тоталитарные секты и СМИ»
Священник Алексий Слюсаренко, клирик храма святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, г. Луганск, старший преподаватель кафедры практической философии и теологии Восточноукраинского университета им. В.И.Даля, представитель РАЦИРС в Луганской области
Доклад:
В погоне за аномальным: жизнь и смерть Эдуарда Наумова (1932-1997)
Ваше Высокопреосвященство, глубокоуважаемый г-н Сопредседатель, честные отцы, братья и сёстры, уважаемые гости нашего собрания!
В своём докладе я хотел бы рассказать о трагической судьбе Эдуарда Константиновича Наумова, который сыграл наибольшую роль в распространении учения П. К. Иванова.
Ещё в 60-х молодой московский врач Эдуард Наумов заинтересовался проблемами парапсихологии, а именно телекинезом, телепатией и ясновидением. В Советском Союзе он считался одним из ведущих специалистов в этой околонаучной области. Именно Наумов разъяснял советским читателям смысл парапсихологии на страницах главной газеты страны (Что такое парапсихология // Правда. 1966. 14 августа). В 1968 г. он принял участие в Московском международном парапсихологическом конгрессе. Наумов получил известность на Западе. Американские журналистки Шейла Острандер и Лин Шрёдер, посетившие конгресс, рассказали западному читателю о деятельности Наумова в своей книге «Психические исследования за железным занавесом» (Sheila Ostrander, Lynn Schroeder. Psychic discoveries behind the Iron Curtain. New Jersey: Prentice-Hall, 1970).
Наумов работал в Московском НИИ Медицинской Техники, под началом Эдуарда Михайловича Шабуряна в одной группе с Л. Л. Регельсоном. Группа «занималась изучением и внедрением "электропунктуры" - воздействия слабыми токами на китайские точки. Изучалось также воздействие лазерного излучения и СВЧ» (Письмо Льва Регельсона свящ. А. Слюсаренко. 5.12.2011. СВЧ - сверхвысокочастотное излучение). Наумов читал публичные лекции о телекинезе в крупных городах страны. В 1973 г. он был арестован и приговорён к двум годам лишения свободы. Некоторые подробности этого дела нам стали известны из эмигрантского журнала «Оккультизм и йога», издававшегося в Парагвае. В 1975 г. на страницах этого издания было опубликовано анонимное письмо «друзей доктора Наумова». В нём в частности говорилось:
«…Эдуард Наумов обвинён следственными органами Министерства внутренних дел СССР в неправомерной лекционной деятельности… в незаконной пропаганде парапсихологии и привлечён к уголовной ответственности.
К сожалению, предварительное следствие и двухнедельный судебный процесс оказались сплошным нагромождением нелепостей. Начнём с того, что Э. Наумов был задержан органами МВД 19 марта 1973 года, а уголовное дело по этому факту было возбуждено на два дня раньше - 17 марта 1973 года. Суд вызвал более 50 свидетелей обвинения, но отказался, несмотря на многочисленные ходатайства, выслушать хотя бы одного свидетеля защиты. 26 марта 1974 года (так в тексте - очевидно, речь идёт о 1973 г. - А.С.) суд вынес Э. Наумову приговор: «…Приговаривается к двум годам исправительно-трудовых работ с целью перевоспитания, с отбыванием наказания в колонии общего режима, без конфискации имущества за неимением такового»
(Обращение друзей д-ра Эдуарда Наумова к зарубежной общественности // Оккультизм и йога. Журнал. Асунсьон. 1975. Вып.59.С. 15-20.)
Комментируя эти события, доктор Алексей Михайлович Асеев (редактор журнала) писал:
«…д-р Э. Наумов был одним их тех, кто поддерживал контакт со многими парапсихологами западного мира и охотно делился с ними своими сведениями о парапсихологии в СССР, а ему было известно многое засекреченное. Вот почему власти предержащие пришли к заключению, что ему необходимо заткнуть рот и его осуждением застрашить всех остальных советских парапсихологов. По-видимому, имелось также в виду сломить волю д-ра Э. Наумова, принудить к молчанию в будущем и заставить работать не за страх, а за совесть в одном из засекреченных парапсихологических институтов, по заданиям Военного Министерства и МВД… В этих «шарашках», по имеющимся у нас сведениям, занимаются теперь не только научными исследованиями, но и весьма некрасивыми делами, припахивающими черной магией. В частности, привозят к себе на исследование шаманов из Сибири, колдунов и колдуний и других сомнительных личностей, исследуют их сверхчувственные способности и силы и стараются использовать для своих (нередко предосудительных) целей».
(От редакции: В защиту д-ра Э. Наумова // Оккультизм и йога. 1975. Вып.59. С. 20-24.)
Священник Алексей Слюсаренко зачитывает доклад на Рождественских чтениях
В поддержку Наумова выступил также его друг, известный церковный историк и публицист, отпавший ныне в раскол, Лев Регельсон (Обращение к советской и зарубежной общественности // Оккультизм и йога. 1974. Вып.57. С. 14-18. Первая публикация Обращения была в газете «Нью-Йорк Таймс» - А. С.).
Наумов отбывал наказание в лагере под Костромой. Работал в медпункте. Спустя год после ареста, он был досрочно освобождён. «Мосгорсуд по апелляции отменил решение районного суда "за отсутствием состава преступления"» (Из письма Льва Регельсона свящ. А. Слюсаренко. 5.12.2011). После освобождения, Эдуард Константинович работал в секции биоэлектроники Научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. А. С. Попова (НТОРЭС). Предметом исследований этой организации также были парапсихологические явления. Наумов продолжал читать публичные лекции о парапсихологии, не встречая более никаких препятствий со стороны властей. У нас нет прямых доказательств того, что доктор Наумов согласился сотрудничать с советскими спецслужбами. Однако весь ход дальнейших событий подталкивает именно к такому выводу (О деле Наумова см.: Martin Ebon. Psychic Warfare: Threat or Illusion? New York: McGraw-Hill, 1983. P. 33-44; Len Kasten. Psychic discoveries since the Cold War // Atlantis Rising. 1998. №14 // http://www.atlantisrising.com/backissues/issue14/ar14psyhic.html).
После громкого судебного процесса, Наумов приобрёл известность в образованных кругах. Близкие отношения с ним поддерживали кинорежиссёр А. Тарковский, советский философ А. Г. Спиркин, украинский диссидент Л. И. Плющ и др.
В 1978 г. в поле зрения Э. Наумова попал Порфирий Иванов. Эдуард Константинович пригласил его в Москву, беседовал и снял на киноплёнку (Визит Порфирия Иванова в Москву продолжался с 8 по 10 мая 1978 г.). Наумов познакомил Иванова со Спиркиным. На даче последнего Порфирий даже устраивал приём московских больных (См.: Коршунов А. Здоровье - это понятие о жизни // http://jvoypotok.ru/17/2.htm). Интерес Спиркина к Иванову также не был праздным. В конце 70-х - начале 80-х он возглавлял Московскую биолабораторию в Фурманном переулке (См.: Колодный Л. Е. Феномен «Д» и другие. М.: Политиздат, 1991. С. 224). Лаборатория эта, с санкции КГБ, изучала экстрасенсорные явления (На связь лаборатории Спиркина с КГБ указывает В. Бойко, сам посещавший это заведение. См.: История йоги в России // http://www.realyoga.ru/Library/books/yoga_history/52/365.html). А. Г. Спиркин, повидимому, был секретным сотрудником НКВД с осени 1941 г. Арестованный по ст.58.п.10 УК РСФСР, он сразу же сломался, и дал показания на ни в чём не повинных людей. В результате он избежал сурового наказания и получил только три года ИТЛ. На его счету доносы на историка А. В. Антонова-Овсеенко, московского психолога А. Лурье, филолога Н. М. Кагарлицкую ( Антон Владимирович Антонов-Овсеенко лично убедился в доносительстве Спиркина во время очной ставки на Лубянке. См.: Антонов-Овсеенко А. В. Враги народа. М.: Интеллект, 1996.С. 72-77.).
В январе 1979 г. Наумов посетил хутор Верхний Кондрючий. А уже через месяц Паршек был снова в гостях у Наумова. Собирался Наумов посетить Иванова и в день его «Идеи» 25 апреля. Однако праздник не состоялся. В «Дом здоровья» нагрянула милиция и партийные работники из Ворошиловграда. Гостей (их собралось около 200) отправили по домам, а с Порфирия Корнеевича взяли подписку о невыезде и запретили выходить из дому далее чем на 30 метров. Запрещён также был приём больных (См.: Бронников А. Ю. Учитель Иванов: Его дорога. С. 448-449.).
Пытаясь исправить положение, в течение года И. Я. Хвощевский пишет два письма Брежневу (одно из них от имени самого Иванова), с изложением идей Порфирия Корнеевича и просьбами о содействии в их реализации. Ответов на эти письма в Кондрючем не дождались. Тем не менее, положение Иванова на хуторе вскоре изменилось к лучшему. В декабре Наумов снова навестил Порфирия Корнеевича в «Доме здоровья». После этого визита Иванов получил возможность беспрепятственно перемещаться по хутору и его окрестностям. В его дом снова стали приходить больные в надежде на исцеление. И всё же полной свободы у Порфирия не было. Посетить Чувилкин бугор 25 апреля 1981 года ему не позволили. Не было Иванова и на ХХVI съезде КПСС. Однако уже в конце 1981 года в жизни Порфирия Корнеевича произошло переломное событие. В сопровождении Э. Наумова его посетили журналист московского «Огонька» С. Власов и известный фотограф Э. Этингер. После этого визита Иванов получил долгожданную прописку на хуторе, районный ЗАГС зарегистрировал (спустя полтора года от подачи заявления) брак Порфирия с Валентиной Сухаревской и полную свободу передвижения по стране. Но главное - Иванов стал знаменит. Результатом командировки С. Власова на хутор Верхний Кондрючий стала его большая статья о луганском старце в двухмиллионном столичном журнале (См.: Власов С. Эксперимент длиною в полвека // Огонёк.1982. №8. С. 30-31.). Читателям журнала сообщалось, что в Ворошиловградской области живёт удивительный старец, который с помощью закалки и голодания научился жить без болезней. Тогда же, в феврале 1982, хвалебную статью о методе Иванова поместил на своих страницах популярный еженедельник «Неделя» (приложение к «Известиям»). Её автором был молодой московский учёный, ученик академика Н. А. Агаджаняна - А. Ю. Катков, увлекавшийся йогой и различными методами закалки организма (Исцеление водой // Неделя. 1982. №7.15-21 февраля). Жизнь Каткова трагически оборвалась в 1987 г. - он замёрз при восхождении на Эльбрус… Катков успел разочароваться в Порфирии Иванове, увидев в нём параноика, фанатика и потенциального сектанта. (См.:http://www.iriney.ru/sects/ivanov/news008.htm).
В адрес Порфирия Иванова приходили тысячи писем, сотни людей стремились попасть к «Учителю» на приём. 2 марта написал письмо в Кондрючий и Сергей Власов. Он был встревожен возможными последствиями своей публикации и советовал П. К. Иванову воздерживаться от приёма клиентов:
«Дорогие Порфирий Корнеевич и Валентина Леонтьевна!
Очень жаль, что не получил до сих пор от Вас письма - понравилась ли Вам наша статья? Пишу Вам для того, чтобы напомнить еще раз о нашем уговоре: Порфирий Корнеевич не должен никого принимать для лечения, и вообще сейчас, после такой громкой статьи в «Огоньке», ему надо вести как можно скромнее - потому что к нему теперь будут относиться с особым вниманием. Поэтому я еще раз прошу Порфирия Корнеевича проявлять максимум благоразумия и держать себя в рамках общих человеческих правил. Это нужно сейчас и мне, потому что любое нарушение этих правил Порфирием Корнеевичем будет обращено, в первую очередь, и против журнала «Огонек», который так широко и по-доброму о нем написал. Всего Вам доброго!»
(История Паршека. Воронеж,1991. С. 839.)
Однако на хуторе приём посетителей никак не ограничили. Развивая достигнутый успех, в мае 1982 г. И. Я. Хвощевский составляет ныне широко известную «Детку» - свод из 12 правил Иванова. От имени Порфирия Корнеевича, Хвощевский написал новое письмо Брежневу и отправил его вместе с «Деткой» в ЦК КПСС. Суть письма Хвощевского сводилась к предложению инкорпорировать опыт Порфирия Иванова в советскую систему ценностей (См.: Учитель Иванов. Письма. Луганск: Редакционно-издательский отдел облуправления по печати, 1993. С. 3-5). В минувшем году в интернете появился фильм-интервью старейшего ученика Паршека А. А. Брижанёва «Встречи на Богах». Интервью было записано летом 1998 г. Брижанёв говорил в нём, что перед смертью, тяжело болевший Хвощевский отошёл от «Учителя» и обратился в Церковь.
Летом 1982 года П. К. Иванов в последний раз посетил Москву. Наумов пригласил его на свой 50-летний юбилей. После торжеств, Иванов устроил приём больных на квартире одной из своих поклонниц.
После смерти «Учителя», Наумов продолжал тесно сотрудничать с ивановцами. Он регулярно принимал участие в конференциях ивановцев на которых делился воспоминаниями о встречах с П. К. Ивановым, рассказывал о его уникальных способностях. В частности, Наумов говорил о встрече Паршека и американских астронавтов на Луне. При этом рассказ советского парапсихолога был не голословным. Наумов был лично знаком с Эдгаром Митчеллом, который по приглашению Эдуарда Константиновича несколько раз бывал в России. Наумов рассказывал:
«…я хочу сказать об одном человеке, который сыграл в моей жизни большую роль. Это американский астронавт Эдгар Митчелл, шестой человек, побывавший на Луне. Для меня это особый человек. Он полетел на Луну технологом, а прилетел гуманистом. Митчелл был моим другом и защитником, спас меня в самый трудный момент моей жизни. Когда Митчелл прилетел в Москву и состоялась наша долгожданная встреча (до этого мы только переписывались), он мне сказал: «У нас были трудности, аварийные ситуации на Луне. На Луне я испытал особое состояние вдохновения и понимания божественности Вселенной». Я показал ему фотографию Учителя. Когда он внимательно посмотрел на фотографию, он сказал: «Я видел этого человека на Луне. Я его видел. Я видел его лицо. Боже мой, мы тогда просили Бога: «Спаси ты нас, спаси наши жизни».
(Учитель Иванов. Природа. Человек. Здоровье. Материалы конференций медицинских работников. Система Учителя П.К.Иванова - путь природного оздоровления человека. Никополь,1993. С.36.)
Крайний слева - Эдуард Наумов. Справа от Паршека - журналист «Огонька» С.Власов. Снимок сделан на хуторе Верхний Кондрючий в 1981 году
Дружба Наумова с Митчеллом зародилась на почве интереса обоих ко всему аномальному и парапсихологическому. В последние годы, престарелый астронавт будоражит прессу откровениями об инопланетных пришельцах (См.: Астронавт Эдвард Митчелл: инопланетяне существуют! http://science.compulenta.ru/364339/)
Отметим, что Наумов хотя и популяризировал Порфирия Иванова, сам так никогда ивановцем и не стал. Его интересы были шире. Наряду с ивановством он пропагандировал аюрведу, рейки и другие виды псевдоцелительства. Деятельность Наумова получила международное признание коллег по псевдонаучному цеху. Он был избран членом-корреспондентом Международной ассоциации парапсихологов, почётным членом Международной ассоциации по исследованию проблем психотроники.
24 июля 1997 г. Э. К. Наумов был убит в собственной квартире в Москве. По свидетельству известного журналиста Ю. Воробьевского, лично знавшего покойного, Наумов стал жертвой ревнивого содомита. Вероятно, интерес к аномальному в сфере интимной жизни оказался фатальным. (См.: Воробьевский Ю., Соболева Е. Пятый ангел вострубил: Масонство в современной России. М.: Российский писатель, 2003. С. 100.)
Погоня за аномальным, которую всю свою жизнь с одержимостью продолжал Эдуард Наумов, имела духовную природу. Наумов по своему культурному складу принадлежал к «советской образованщине», мировоззрение которой сформировалось под влиянием атеистической пропаганды. В тоже время в этой среде чрезвычайно распространился интерес ко всему оккультному, нетрадиционному в сфере духа. В парапсихологии Наумов несомненно видел некую новую религию, которой он с завидной ревностью служил. Аномальная смерть парапсихолога стала закономерным финалом всей его жизни, подтверждая старую христианскую истину: как человек живёт - так и умирает.
Луганский священник Алексий Слюсаренко защитил в России диссертацию о секте
13.06.2013, Новости
Медицина между Сциллой и Харибдой. О проникновении псевдоцелительства в
17.10.2011, Статьи
Открытое письмо протоиерею Александру Федосееву
25.06.2012, Статьи
Проникновение оккультизма, неоязычества, лженауки и сектантства в систему
17.03.2011, Статьи
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!