В околоцерковной, а то и в церковной периодике стало довольно распространенным приписывать святому преподобному Лаврентию (Проскуре, +1950) Черниговскому сравнение Божественной Троицы с тремя восточнославянскими государствами – Украиной, Россией и Беларусью. «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу: Отца и Сына, и Святого Духа - это Един Бог, - так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию»1, - гласит этот апокриф, настолько популярный в консервативно-православных кругах, что его стали воспринимать почти как догму.
Из неудачной метафоры сделали примитивную ересь, посягающую на основной догмат православного вероучения – о единстве Божественной Троицы. Ведь если три республики бывшего СССР все же разделились между собой десятилетия назад, то, выходит, так же может разделиться и Пресвятая Троица… Рассматривая эти и другие нелепости, становится актуальной потребность разобраться с первоисточниками происхождения подобных сказаний. Как оказалось, в первоначальном варианте сборника поучений и пророчеств старца Лаврентия Черниговского нет и намека на подобные высказывания.
Откуда же они взялись?
В поисках ответа мы выходим на весьма своеобразную, полутаинственную личность, известную в церковных кругах как Херувим (Михаил) Дегтярь. В последнее время вокруг имени этого человека разразился громкий скандал, связанный с подлогом чудотворной иконы «Аз есмь с вами и никто же на вы», которая, со слов Херувима Дегтяря, якобы была передана ему святым преподобным Серафимом Вырицким, а тот, в свою очередь, будто бы получил ее от святого праведного Иоанна Кронштадтского... Херувим (Михаил) Дегтярь является также автором-составителем той версии жизнеописания Лаврентия Черниговского, где содержатся сомнительные приписки вроде упомянутого изречения о трех странах как «нераздельной троице».
Однако прежде, чем разбирать хитросплетения вокруг жизнеописания прп. Лаврентия Черниговского и иконы «Аз есмь с вами и никто же на вы», обратимся к биографии самого Херувима Дегтяря. Кем же на самом деле является этот человек, часто подписывающийся то как «схиархимандрит», то как «схиигумен», а в определенной среде верующих людей слывущий как «епископ», «архиепископ» и «схиархиепископ»?
История самозванничества
Деятельность Херувима Дегтяря уже давно попала в поле зрения представителей Русской Православной Церкви. Так, Александр Слесарев, кандидат богословия, преподаватель Минской духовной академии, на редактируемом им портале «Антираскол» посвятил этой личности целую серию публикаций. Немало интересных сведений о Херувиме сообщают писатель-агиограф, академик Петровской академии наук и искусств Валерий Филимонов, исследователь А. В. Войтович и православный миссионер священник Даниил Сысоев, секретарь Миссионерско-просветительского центра РПЦ «Шестодневъ», сотрудник Центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений, расстрелянный в Москве в 2009 г. в своем храме2.
Согласно обнародованным ими данным, Херувим (Михаил Дегтярь) никогда не имел сана священника в РПЦ, а все его подписи – «схиархимандрит», «схиигумен» и т. д. - классическое самозванство. Но еще более поразительно то, что выдавая себя то за «схиархимандрита», то за «схиигумена» Русской Православной Церкви, этот человек одновременно принадлежит к самосвятской секте «секачевцев», в иерархии которой является «тайным схиархиепископом».
Родом Херувим (Дегтярь Михаил Максимович) из села Мощенка Городнянского района Черниговской области. Высшего светского или духовного образования не имеет. Известно, что в 1959 г. М.М.Дегтярь был рукоположен в сан диакона РПЦ (Московский Патриархат), некоторое время служил в черниговском Спасском соборе. В начале 1960-х годов диакон Михаил Дегтярь был почислен за штат. В это же время в Черниговской епархии были почислены за штат имевшие с ним близкие отношения иеромонах Геннадий (Секач) и иеромонах Феодосий (Гуменников), позже объявившие себя «тайными митрополитами» и возведшие Михаила Дегтяря сначала в «иеромонаха», «игумена», «архимандрита», а затем в «епископа» и «архиепископа» своей религиозной группы.
Как уточняет относительно Херувима Дегтяря российский исследователь Валерий Филимонов, «этот лжеархиепископ до некоторого времени числился иеродиаконом Черниговской епархии Московского Патриархата, а затем был запрещен в служении за преступления нравственного характера еще Патриархом Пименом /…/ Ныне среди верующих РПЦ он именует себя «схиархимандритом» Херувимом, но не может внятно ответить на вопрос о своей принадлежности к какой-либо церковной юрисдикции. Согласно официальному письму управляющего Черниговской епархией УПЦ Московского Патриархата епископа Черниговского и Новгород-Северского Амвросия (Поликопы), этот человек «не является клириком Черниговской епархии». Даже заштатным, находящимся на покое»3.
Сообщают о Херувиме Дегтяре как о тайном сектантском «схиархиепископе» и вышеупомянутые иерей Даниил Сысоев, Александр Слесарев, А.В. Войтович, а также «Минские Епархиальные Ведомости» и издающийся в Париже журнал русской эмиграции «Вестник РХД»4.
Примечательно, что именно из общины «секачевцев» происходит лидер другой одиозной религиозной группы «Богородичный центр» - Иоанн Береславский, а также один из родоначальников иерархии УАПЦ, которая к тому времени еще не имела прямого общения с УАПЦ в США и ее главой Мстиславом (Скрипником), – Викентий Чекалин, рукоположивший в 1990 г. первых «епископов» УАПЦ.
Иерархия тайной общины «секачевцев», существующей параллельно и внутри Русской Православной Церкви, восходит к самозванцу и авантюристу Михаилу Поздееву (+1972), который выдавал себя то за родного брата императора Николая II «Великого князя Михаила Романова», то за «архиепископа Серафима», будто бы тайно рукоположенного св. Патриархом Тихоном (Белавиным) за несколько дней до смерти5. Как видно из обнародованных архивных документов, на самом деле Поздеев был агентом и провокатором ГПУ-НКВД, умышленно выдававшем себя за «великого князя» и «архиепископа»6. Примечательно, что впервые Поздеев в роли самозванного «архиепископа Серафима» начал «служить» именно в Чернигове7, где подвизались впоследствии и его преемники – лжемитрополиты Геннадий Секач и Феодосий Гуменников, а также лжеархиепископ Херувим Дегтярь.
Лжеархиепископ Серафим (Поздеев). Фото из следственного дела
За три дня до своей смерти Поздеев в 1972 г. в поселке Бузулук Оренбургской области РФ поставил себе в преемники бывшего иеромонаха РПЦ Геннадия (Секача), родом из Гомельской области (Белоруссия), служившего в 1960-е гг. приходским священником в с. Вербовка и г. Щорс в Черниговской епархии РПЦ. При этом, как свидетельствовали очевидцы В.Калюжная, Л.Саадаева и другие, возведение Г.Секача во «епископы» Поздеев совершил даже без совершения литургии: сидя на кровати «снял с себя панагию и одел на о. Геннадия, и сказал: «будешь епископ», и тут же снял с него панагию и одел опять на себя»8. Через три дня С.Поздеев умер, а Г.Секач объявил себя его преемником и «тайным архиереем». Обосновавшись на Северном Кавказе, он создал собственную внутриправославную секту, для которой в 1970-е гг. за короткое время «рукоположил» более десятка «тайных архиереев» из числа клириков РПЦ, среди которых и Херувим Дегтярь.
Одними из первых, кого Г.Секач «рукоположил» в 1970-е гг. во «епископы», были его келейники из с. Вербовка Черниговской области – иеромонах Феодосий (Гуменников) и иеромонах Григорий. Еще по служению в Черниговской епархии РПЦ они были близко знакомы с запрещенным в служении иеродиаконом Херувимом (Дегтярем), которого Геннадий Секач вместе с Феодосием и Григорием в середине 1970-х гг. «рукоположил» в «тайного епископа Черниговского». Согласно свидетельству секачевского «епископа» Афанасия (Савицкого), «архиепископ Херувим был одним из первых священников, поставленных приснопамятными митр. Геннадием и его иерархией во епископы»9. В 1976 г. Геннадий Секач объявил себя «схимитрополитом», а своих келейников Феодосия и Григория возвел в «тайные митрополиты». Тогда же он возвел Херувима Дегтяря в сан «архиепископа».
Эту группу часто ошибочно путают с «Истинно-Православной Церковью» (ИПЦ) или иначе «Катакомбной Церковью», однако на самом деле «секачевцы» ничего общего не имели с катакомбными последователями репрессированного митрополита Иосифа (Петровых, +1937) Петроградского, в связи с чем Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) неоднократно официально заявлял о непризнании каноничности секачевской иерархии10. Категорически не признали «секачевцев» и сами последователи ИПЦ11.
Редкое фото: Геннадий Секач и Алфей Барнаульский, «рукоположенные» Серафимом Поздеевым в 1972 г., за два дня до смерти последнего
По сути, это была новоявленная секта, в недрах которой нашли себе прибежище как крайние течения имябожников, так и уцелевшие последователи неохлыстовских течений. Сама секта была построена по образцу тайных хлыстовских общин, адепты которых для внешних демонстрировали свою приверженность официальной Церкви, показательно-набожно вели себя в легальных храмах, тогда как на дому совершали собственные тайные обряды и ритуалы. Нелегальные иерархи «секачевцев» очень часто продолжали официально служить на приходах Русской Православной Церкви Московского Патриархата как рядовые священники, тогда как в своих домовых храмах - как тайные «архиереи». Эту группу иногда называют «внутрипатриархийной катакомбой», сами же они себя считали «церковью внутри церкви». Такая традиция «тайного архиерейства» была порождена иеромонахом Геннадием (Секачем), который в РПЦ числился простым иеромонахом, а в своей группе - тайным «схимитрополитом».
Как сообщает священник Даниил Сысоев, «эта секта особенно опасна, что внешне она не отделяется от Церкви. Например Василий (Беляк) считаясь «епископом» служит в православном приходе на Украине (Закарпатье); Херувим (Дегтярь) - возглавляет монастырь в Чернигове; в одном западно-сибирском приходе служит «епископ» Феодосий; Адриан (Лапин) и Антоний (Пилецкий) были иеромонахами в Почаеве, пока не были раскрыты. Последний, проживая в пос. Речица Гомельской области, имеет много чад среди духовенства РПЦ в Белоруссии. Многих обращавшихся к ним за «рукоположением» геннадиевцы отсылают в Церковь, говоря, что там нужны истинно-православные клирики, готовые отделиться от нее со своими приходами. Из этой секты выделился «богородичный центр». Руководитель ее Феодосий (Гуменников) обвинялся в занятиях магией и учении, что стоит бесу пропеть «Херувимскую», как он тотчас станет ангелом… Именно с геннадиевцами себя связывает и «митр.» Рафаил (Прокопьев-Мотовилов), активно занимающийся магией в оккультном центре ПРОИС»12.
Лжеархиепископ Херувим (Дегтярь) служит в качестве рядового священника в храме УПЦ (МП), Прилуцкий р-н Черниговской обл. На фото крайний справа
Известно, что от этой группы выводит свою преемственность «тайный епископ» Евгений (Жиганов), служивший рядовым священником РПЦ в Подмосковье, а также «епископ» Василиск (Серый), долгое время служивший игуменом РПЦ в поселке Пятигорском на Ставрополье13.
«Символ веры», или Религиозные представления «секачевцев»
Как сообщает сайт одной из ветвей катакомбников «Церковные ведомости РИПЦ», «для многих секачевских иерархов и клириков характерны такие неправославные явления: лжестарчество, лжедуховничество, навязывание пастве собственного культа «святости», подавление личности, зомбирование и безпрекословное подчинение «духовнику-старцу», искажение православной духовности и аскетики, начетничество и обрядоверие, магизм, целительство, а то и откровенный оккультизм (как в случае с Епифанием Каминским, Исаакием Анискиным и др.). В целом сектантское самосознание, нездоровый мистицизм, а зачастую элементарное невежество в вопросах духовной жизни, являются характерной чертой «секачевской» группы. Кроме того, вокруг многих видных секачевских иерархов неоднократно разгорались скандалы нравственного характера»14.
Стоит обратить внимание на то, что именно в секте «секачевцев» впервые зародились культы почитания Ивана Грозного и Григория Распутина, которого один из лидеров секты – лжеархиепископ Исаакий Анискин (бывший иеромонах московского Свято-Данилова монастыря РПЦ) в 1990 г. даже «канонизировал». Под влиянием секачевской иерархии, совмещавшей свое тайное «епископство» со служением рядовыми священниками на приходах Московского Патриархата, этот культ в 1990-е гг. распространился и среди крайне правых течений внутри РПЦ. В частности, в недавно вышедшем сборнике «Великий праведный старец страстотерпец Григорий» (Москва, 2010, тираж 3 000 экз. Автор-составитель Ю.Ю. Рассулин), пропагандирующем культ «святости» Г.Распутина сообщается, что именно Херувим Дегтярь был одним из инициаторов и вдохновителей распространения этого культа среди паствы РПЦ в начале 1990-х гг. «Схиархиепископ» Херувим (Дегтярь) также духовно окормляет членов черносотенно-опричного «Союза православных хоругвеносцев» (СПХ), пропагандирующего почитание как святых Ивана Грозного и Григория Распутина.
Херувим (Дегтярь) с активистами черносотенно-опричного «Союза православных хоругвеносцев»
Причастны «секачевцы» и к распространению внутри РПЦ антикодовой и антипаспортной пропаганды. Еще в начале 1990-х гг. Херувим Дегтярь в храмах Черниговской епархии призывал верующих не менять паспорта распавшегося богоборческого СССР (на которых, кстати, изображались пентаграммы, вполне сравнимые с оккультными) на новые украинские паспорта (с княжеским гербом святого равноапостольного Владимира Киевского), а ныне призывает не принимать налоговые справки с номерами и т.п. Распространял он в Чернигове и царебожнические послания бывшего епископа РПЦ Диомида (Дзюбана) Анадырского и Чукотского, а также псевдоправославную литературу о «искупительной жертве» царя-страстотерпца Николая II и иные монархическо-хилиастические лжеучения.
После смерти «тайного схимитрополита» Геннадия Секача в 1987 г. его преемником был объявлен «схимитрополит» Феодосий (Гуменников). Но уже к концу 1980-х гг. среди «секачевцев» произошло несколько крупных расколов. Одним из первых обособился «архиепископ Черниговский» Херувим Дегтярь, который вместе с другим секачевским «архиепископом» Антонием (Пилецким) (из пос. Речица Гомельской области) совершил самостоятельную «архиерейскую хиротонию», за что синодом секачевцев оба были преданы «церковному суду». В частности, в Протоколе секачевского «Архиерейского Синода» от 15 января 1991 г. об извержении из сана «архиепископов» Исаакия Анискина и Антония Пилецкого указывается, что ранее Антоний вместе с Херувимом «рукоположил архиерея, в чем он был строго предупрежден и что при повторении подобных дел будет лишен сана епископа»15. Протокол подписан «схимитрополитом» Феодосием (Гуменниковым), «митрополитом» Епифанием (Каминским), «архиепископом» Василием (Беляком), «епископом» Адрианом (Лапиным) и другими.
Согласно распространенному в интернете письму секачевского «епископа» Афанасия (Савицкого) к последователям «схиархиепископа» Херувима (Дегтяря), последнего в 1990 г. в секачевском «синоде» тоже хотели извергнуть из «сана», но «заступничеством митрополита Феодосия его не стали трогать»16. По данным А.Слесарева, ссылающегося на свидетельства секачевского епископа Афанасия (Савицкого), «на одном из «серафимо-геннадиевских» Архиерейских Соборов «схиархиепископу» Херувиму (Дегтярю) было предоставлено право служения в храмах Московского Патриархата при параллельном сохранении членства в Катакомбной Церкви. Данное решение было принято благодаря личному заступничеству за «схиархиепископа» Херувима Первоиерарха «серафимо-геннадиевской» ветви «схимитрополита» Феодосия (Гуменникова)».
Секачевский «Синод» во главе со «схимитрополитом» Феодосием (Гуменниковым), фото 1990-х гг.
Сегодня движение «секачевцев» не является целостной структурой и представляет из себя разрозненные анархические группы. Многие секачевские иерархи пользуются правами автономии.
На данный момент секачевский «Синод» разделился на десяток самостоятельных групп, каждая со своей «иерархией». Одну из таких групп возглавляет «архиепископ Черниговский» Херувим (Дегтярь), который, согласно данным «Вестника РХД», «Минских Епархиальных Ведомостей» и сайта «Антираскол» имеет более 20 тайных домовых храмов и тайных «священников»17.
По словам преподавателя Минской духовной академии А.В.Слесарева, «деятельность «схиархиепископа» Херувима (Дегтяря) направлена на создание тайных общин внутри православных приходов, объединенных во внутрицерковную секту»18. Также и В.П.Филимонов в изданной по благословению архиепископа Максимилиана Вологодского книге «Икона «Аз есмь с вами и никто же на вы», Правда и вымыслы» сообщает, что «в Гомеле в непосредственном подчинении только «схиархиепископу» Черниговскому Херувиму находится семь тайных «священников»… Все они, параллельно с посещением тайных собраний, являются прихожанами городских православных храмов и отличаются активностью в распространении идей, присущих катакомбной среде. По имеющимся данным общее количество священнослужителей «архиепископа Черниговского», поживающих в Гомеле, Чернигове, Санкт-Петербурге и Москве исчисляется несколькими десятками»19. Кроме того, В.П.Филимонов сообщает, что «в радиопередаче Православного радио Санкт-Петербурга в январе 2006 г. прозвучали слова самого «схиархиепископа» Херувима о том, что в 60-70 годы ХХ века он совершил в Ленинграде десятки тайных постригов»20.
Как отмечает А.Слесарев, «схиархиепископ» Черниговский Херувим (Дегтярь) под видом схиигумена всю свою жизнь совершал служение в храмах и монастырях Черниговской епархии. Помимо священнослужителей с двойной юрисдикционной принадлежностью у него имеется достаточно большое число православных клириков, тайно или даже открыто симпатизирующих Катакомбной Церкви»21.
Известно, что в Чернигове Херувим Дегтярь тайно «рукополагал» в «священники» «деда Мишку», однако тот в начале 1990-х гг. отошел от него и снял с себя неканонический «сан». Жил дед Мишка в районе Подусовки г. Чернигова.
Свой «кафедральный храм» в Чернигове Херувим содержит в частном доме на той же Подусовке, где тайно служит «архиерейским чином». Среди местных жителей он известен странными наклонностями. В частности, многие жители Подусовки еще помнят, как в начале 1990-х гг. бородатый дед Херувим нередко бегал по улицам в полурастегнутой нижней сорочке. Подобное псевдоюродство «старца» Херувима оставило о себе неприятную память среди многих местных жителей.
Фанатичные последователи Херувима Дегтяря довольно агрессивны. Об этом нам рассказывали священнослужители Черниговской епархии УПЦ, с которыми авторы данной статьи беседовали. Об этом же сообщает А.В.Слесарев: после публикации серии разоблачительных статей о Херувиме Дегтяре ему «неоднократно приходилось принимать в свой адрес угрозы и оскорбления от последователей Херувима»22.
До недавнего времени «старца» Херувима часто можно было встретить в походной палатке-часовне возле переданной УПЦ Киевского Патриархата Екатерининской церкви в Чернигове, а также в палатке-храме в Мариинском парке у Верховной Рады в Киеве – именно эта палатка-храм продолжительное время являлась одним из центров «политического православия», осужденного Собором УПЦ (МП). Под видом борьбы с украинскими расколами лжеархиепископ Херувим сам вовлекает последователей в собственную раскольническую группу. Имеет он немало «духовных чад» и среди клириков Черниговской епархии УПЦ (МП), среди них, как сообщается, постриженный им игумен Варнава (по прозвищу «Цыган») и некоторые другие.
Впервые в Черниговской епархии (тогда это был Украинский экзархат РПЦ) о тайном «архиерействе» Херувима стало известно в 1980-е гг. Тогда в Чернигове произошел анекдотический случай: кто-то из мирян - его последователей - запутался и ошибочно послал на адрес Черниговской епархии письмо с жалобой на одного местного священника РПЦ, но адресовал его не на имя правящего архиепископа Антония (Вакарика), а на имя «архиепископа» Херувима (Дегтяря). Тайное «архиерейство» Херувима было раскрыто, произошел крупный скандал, в результате которого архиепископ Черниговский и Нежинский Антоний запретил пускать Херувима на службы. До конца своей жизни митрополит Антоний (Вакарик) категорически не признавал за Херувимом законности священства и запрещал допускать его к богослужениям.
Ситуация изменилась лишь после смерти митрополита Антония в 2003 году, когда при новоназначенном епископе Амвросии (Поликопе), по неведению, Херувима вновь стали допускать к богослужениям в храмах Черниговской епархии УПЦ в качестве «схиархимандрита». Более того, некоторые клирики епархии открыто почитают его неким «старцем».
Херувим живет в Чернигове в частном доме с зарешеченными окнами на одной из улиц Подусовки. При этом в качестве «старца» часто разъезжает по епархиям РПЦ, так что непосредственно встретиться с ним авторам этой статьи пока не удалось. Зато, как свидетельствуют священники Черниговской епархии УПЦ, его нередко можно встретить в кафедральном Богоявленском (Елоховском) соборе Москвы, где его всегда ждут поклонники. Херувим Дегтярь также был замечен в окружении архиепископа Львовского Августина (Маркевича).
Однако ни одной из канонических юрисдикций законность секачевской самосвятской иерархии не признается. В 1990 г. «секачевцы» пытались присоединиться к РПЦЗ, однако Архиерейский Собор РПЦЗ своим Постановлением от 2/15 мая 1990 г. определил: «Собор не может признать каноничность рукоположений этой катакомбной группировки»23. В справке Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ от 2/15 августа 1990 г. за № 4/77/133 были перечислены имена секачевских «архиереев», законность рукоположения которых РПЦЗ не признала. Среди них – «епископ» Херувим (Дегтярь)24. Отказались признавать законность иерархии секачевцев и другие ветви ИПЦ25. Кроме того, не признали их даже греки-старостильники («хризостомовцы», «бостонцы», «калинникиты», «матфеевцы» и другие), с которыми «секачевцы» пытались вести переговоры. Одна лишь УАПЦ признавала законность секачевской «иерархии», поскольку собственную преемственность выводит, в частности, от секачевского лжеепископа Викентия Чекалина. Также признают их лидеры маргинальных религиозных образований вроде Иоанна (Береславского), Рафаила (Прокопьева-Мотовилова), Лазаря (Васильева) и других, имеющих секачевско-чекалинскую преемственность26.
Гендерные особенности «тайных епископов»
Как сообщает журнал «Вестник РХД», у секачевских «иерархов» есть весьма странная особенность: они нередко одеваются в женские платья и платки, в каковом виде могут ходить по двору, полоть огород и т.п.27 Подобное было замечено за Г.Секачем, Ф.Гуменниковым и другими. Некоторые из них могут одевать женские платки даже вместо митры или клобука во время совершения ими богослужений. В частности, подобное до сих пор практикует нынешний «первоиерарх» секачевцев Ф.Гуменников.
Катакомбные источники (см. например, katakomb.ru и catacomb.org.ua) также утверждают, что именно Херувим Дегтярь в начале 1990-х гг. в Москве «рукоположил» в «архиепископа» скандально известного Никона (Ламекина), отличающегося крайне либеральными воззрениями и выступающего за церковную легализацию гомосексуализма и однополых браков.
«Схимитрополит» Феодосий (Гуменников) в женском платке во время богослужения
Вообще, гомосексуальные скандалы стали «визитной карточкой» секачевской ветви иерархов. Уже упоминавшийся Викентий Чекалин, как сообщает catacomb.org.ua, в частности со ссылкой на сборник «К истории автокефального и филаретовского расколов» (Киев, 2002), в сентябре 1986 г. был арестован по обвинению в гомосексуализме и попытке изнасилования несовершеннолетних подростков. Полгода отсидел в Калужской тюрьме. В ходе следствия был подвержен психиатрической экспертизе, после чего 26 февраля 1987 г. по приговору Ульяновского народного суда Калужской области признан виновным и приговорен по ст. 120 УК РСФСР («развратные действия в отношении несовершеннолетних») к 3,5 годам принудительно-исправительных работ в Калужской области (Из справки прокуратуры Тульской области. См.: Московский церковный вестник, № 2 (47), январь 1991 г., стр. 7) . Однако уже в декабре 1987 г. был досрочно освобожден и вернулся в Тулу. Освободившись, усыновил своего бывшего ученика. Для этого он женился на больной раком матери мальчика, которая вскоре после свадьбы умерла. А 15 мая 1988 г. В.Чекалин «за двоеженство» был лишен Московской Патриархией диаконского сана. После этого возобновляет контакты с секачевским «священником-пророком» Иоанном Береславским…
Подобные свидетельства в открытом доступе нетрудно найти и о Херувиме Дегтяре.
Так, в официальном органе Черниговского областного совета газете «Деснянская правда» № 134(17167) от 16 июля 1985 г. была помещена статья о моральной неадекватности верующих людей на примере монаха Дегтяря Михаила Максимовича (в советское время церковное имя монаха в газетах обычно не писалось). В статье на основе имеющихся тогда о нем данных рассказывается о тунеядстве Дегтяря М.М., о его лжесхиархимандритстве, соответственно о незаконной богослужебной деятельности на дому и т. д. А кроме того, сообщается о том, что с 1979 г. по 1984 г. Дегтярь выхлопотал себе справку из психиатрической больницы о том, что он психически больной и инвалид с детства. А.В. Войтович также сообщает, что на основании архивных материалов было установлено: в 1983 г. Херувим (Дегтярь) на протяжении одиннадцати месяцев содержался в черниговской областной психиатрической больнице. А после суда над ним «за мошенничество» в 1984 г. был переведен в СИЗО г. Киева, но вскоре был освобожден с присвоением инвалидности по психическому заболеванию. Тогда же всплыли факты о его гендерных особенностях. В частности, «Деснянская правда» (Шевченко В., Фомичев А. «Праведник» із загребущими руками, № 134(17167) от 16 июля 1985 г.) пишет об иеродиаконе РПЦ Варахииле (Планчинте) как о потерпевшем от «сексуальной распущенности» Херувима (Михаила) Дегтяря. Об иеродиаконе Варахииле, кстати, известно, что он долгое время был духовным сыном и послушником схиархимандрита Лаврентия (Проскуры) Черниговского. В сети Интернет можно найти информацию о том, что в последние годы о. Варахиил является одним из духовников Кицканского мужского Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого монастыря (Молдова).
Священники-старожилы Черниговской епархии УПЦ, которых опросили журналисты портала «Религия в Украине» (собранный материал готовится для передачи в Киевскую митрополию УПЦ) подтвердили факты «нетрадиционной ориентации» Херувима Дегтяря, которую он насаждал в церковной среде. Именно по этой причине они настоятельно не рекомендовали прихожанам исповедоваться у Херувима, когда тот еще выдавал себя за священника.
Что интересно, в «Деснянской правде» сообщалось, что Херувим выдавал себя не только за схиархимандрита, но и утверждал, что его сан «равен сану епископа». Судя по всему, атеистический автор плохо разбирался в церковных санах, поэтому не уделил этому вопросу более пристального внимания.
Независимо от «Деснянской правды» о похождениях Херувима Дегтяря свидетельствует недавно опубликованная докладная записка епископу Евтихию (Курочкину) за 1990-е годы, ныне хранящаяся в архиве Джорданвилльской Свято-Троицкой духовной семинарии Русской Православной Церкви Заграницей (Московский Патриархат). Вот выдержки из нее:
«Епископу Евтихию Ишимскому и Сибирскому от иеромонаха Гермогена (Дуникова)
Докладная записка
По Вашему благословению привожу здесь известные мне факты и события из истории неканонической церковной группы катакомбных христиан, имеющей свое начало от о. Серафима Поздеева и о. Геннадия Секач. (…)
У меня имеется докладная записка от Черниговского братства новомученика святителя Пахомия Черниговского (…) о том, что им хорошо известны многочисленные факты обвинения «секачевского» «архиепископа» Херувима (Дегтярь) в мужеложстве, устраивании оргий и руководстве (…) мафией мужеложников в Черниговской и Сумской областях Украины. Братство св. Пахомия Черниговского присоединено к нашей Церкви. Херувим был поставлен Геннадием Секачем одним из первых в «епископы».
(…) К этому времени церковная организация, созданная о. Геннадием, дала большие трещины. (…) На некотором расстоянии, в неопределенном отношении, были два «епископа»-иеромонаха Почаевской Лавры Андриан и Александр, вышедшие из монастыря и жившие вместе где-то на дому. Еще дальше отстоял «архиепископ» Херувим Дегтярь, г. Чернигов, который открыто посещал храмы МП и именовал там себя «схиигуменом», имея документы только на иеродиакона. Остальные «епископы» прекратили общение с о. Геннадием».
***
Как сообщает сайт «Антираскол», по состоянию на середину 2009 г. в ведении «схиархиепископа Черниговского» Херувима (Дегтяря) пребывало не менее полутора десятка тайных «священников». Все они, посещая храмы Московского Патриархата, ничем не обнаруживают свое «духовное звание», совершая богослужения только на квартирах и частных домах. Все эти «священнослужители» работают в светских учреждениях и нередко занимают достаточно высокое социальное положение. Общее количество тайных монашествующих, постриженных «архиепископом», не поддается исчислению. Тайные приходские общины последователей Херувима (Дегтяря) имеются во многих крупных городах Российской Федерации, Украины и Беларуси (Москва, Санкт-Петербург, Чернигов, Гомель и др.).
Посещая храмы Московского Патриархата или даже участвуя в богослужениях, «схиархиепископ Черниговский» Херувим (Дегятрь) представляется как «схиигумен» или «схиархимандрит». Со стороны наивных верующих тайный «архиерей», не имеющий даже священнической хиротонии, пользуется большим почитанием и нередко именуется «прозорливым старцем».
Однако допущение Херувима (Дегтяря) к совершению таинств и богослужений в православных храмах является грубым каноническим нарушением, поскольку этот человек не был рукоположен в Московском Патриархате или в другой канонической Церкви, возводя свое преемство к мирянину-мошеннику Михаилу Поздееву, выдававшему себя за епископа. Все таинства и богослужения, совершенные лицами, рукоположенными мирянами, не могут быть признаны действительными.
Как видим, в лице Херувима Дегтяря перед нами вырисовывается образ авантюриста с мистическим уклоном, особым мнением о собственной избранности, с нравственной раздвоенностью, характерной для людей нестойкого душевного равновесия вроде Григория Распутина.
Этому человеку уже более 70 лет, однако он до сих пор продолжает игру – создает вокруг себя ореол таинственности, избегает прямых бесед о своем прошлом, а главное, является автором легенд не только о себе, но и о тех святынях, которые пользуются авторитетом у православных верующих.
В следующих статьях мы рассмотрим, как Херувим Дегтярь сфальсифицировал историю об иконе Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», а также «отредактировал» житие святого преподобного Лаврентия Черниговского.
Ссылки:
1 «Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание». Составитель схиигумен Херувим Дегтярь. Москва, Русский Духовный Центр, 1994; то же, издание исправленное и дополненное, М., РДЦ, 1996.
2 Даниил Сысоев, священник. Катакомбный раскол // Миссионерский центр. cетевой журнал. 2010. URL: http://mission-center.com/publicatsii/190-2009-11-13-19-08-37 ; Слесарев А.В. Осторожно: «схиархиепископ Черниговский» Херувим (Дегтярь) // Антираскол. cетевой журнал. 2010. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/760; Слесарев А.В. Российская православная катакомбная церковь в Белоруссии: история и современность // Минские Епархиальные Ведомости.- 2007.- № 4 (83).- С. 68-70; Наши катакомбы // Вестник РХД. – Париж. – №166 /III/. - С.243-259; Войтович А.В. Еще одно исследование о современном самозванчестве и псевдоблагочестивом подлоге // Антираскол. cетевой журнал. 2012. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/2016
3 Филимонов В.П. Икона «Аз есмь с вами и никто же на вы». Правда и вымыслы. – Вологда, 2010. – С. 22-23.
4 Даниил Сысоев, священник. Катакомбный раскол // Миссионерский центр. cетевой журнал. 2010. URL: http://mission-center.com/publicatsii/190-2009-11-13-19-08-37 ; Слесарев А.В. Осторожно: «схиархиепископ Черниговский» Херувим (Дегтярь) // Антираскол. cетевой журнал. 2010. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/760 ; Слесарев А.В. Российская православная катакомбная церковь в Белоруссии: история и современность // Минские Епархиальные Ведомости.- 2007.- № 4 (83).- С. 68-70; Наши катакомбы // Вестник РХД. – Париж. – 1992 г., №166 /III/. - С.243-259; Войтович А.В. Еще одно исследование о современном самозванчестве и псевдоблагочестивом подлоге // Антираскол. cетевой журнал. 2012. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/2016
5 См.: Лжеархиепископ Серафим Поздеев. К истории самозванчества в России XX века. Архивные материалы // Церковные ведомости. cетевой журнал. 2010. URL: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1665 ; М.А. Поздеев («епископ» Серафим) в свете архивных документов // Антираскол. cетевой журнал. 2011. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1325 ; С.Л. Фирсов. Легенда о царском брате: Великий Князь Михаил Александрович – соловецкий патриарх Серафим // Государство, религия, церковь. - № 4, 2010. – С. 209-225. URL: http://religio.rags.ru/journal/2010/2010_04/N_4-10_209.pdf ; Газета «Вера-Эском». – №449, октябрь 2003 г.
6 Алексеев В.В., Нечаева М.Ю. Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России ХХ века». Издание Уральского отделения Российской академии наук, Институт истории и археологии, Екатеринбург, 2000 г.; К истории самозванчества в России XX века. Архивные материалы // Церковные ведомости. cетевой журнал. 2010. URL: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1665 ; М.А. Поздеев («епископ» Серафим) в свете архивных документов // Антираскол. cетевой журнал. 2011. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1325 ; С.Л. Фирсов. Легенда о царском брате: Великий Князь Михаил Александрович – соловецкий патриарх Серафим // Государство, религия, церковь. - № 4, 2010. – С. 209-225. URL: http://religio.rags.ru/journal/2010/2010_04/N_4-10_209.pdf ; Газета «Вера-Эском». – №449, октябрь 2003 г.
7 М.А. Поздеев («епископ» Серафим) в свете архивных документов // Антираскол. cетевой журнал. 2011. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1325 ;
9 Письмо епископа Афанасия (Савицкого) к последователям схиархиепископа Херувима (Дегтяря) от 27 декабря 2010 г. // Антираскол. cетевой журнал. 2011. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1320
10 Постановление Архиерейского Собора РПЦЗ от 2/15 мая 1990 г. (Протокол № 6), Справка Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ за № 4/77/133 от 2(15).8.1990.
13 Иерархия церквей. cетевой журнал. 2010. URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-gennad.html Империя Василиска // Ставропольская правда, 27.11. 2007 г. URL: http://www.stapravda.ru/20071127/Imperiya_Vasiliska_3183.html ; Яд Василиска // «Российская газета» - Северный Кавказ №4548 от 20 декабря 2007 г. URL: http://www.rg.ru/2007/12/20/reg-kavkaz/sekta-vasiliska.html
15 Протокол Архиерейского Собора РПКЦ от 15 января 1991 г. Беглов А. К вопросу о генезисе религиозных настроений, лежащих в основе почитания Григория Распутина и царя Ивана Грозного // Антираскол. сетевой журнал. 2010. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/748 ; Дворкин А.Л. Царь Иван Грозный, Григорий Распутин и современное сектантство // Халкидон. сетевой журнал. 2010. URL: http://halkidon2006.narod.ru/a/215.htm
16 Письмо епископа Афанасия (Савицкого) к последователям схиархиепископа Херувима (Дегтяря) от 27 декабря 2010 г. // Антираскол. cетевой журнал. 2011. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1320
17 Наши катакомбы // Вестник РХД. – Париж. – №166 /III/. - С.243-259; Слесарев А.В. Российская православная катакомбная церковь в Белоруссии: история и современность // Минские Епархиальные Ведомости.- 2007.- № 4 (83).- С. 68-70.
19 Филимонов В.П. Икона «Аз есмь с вами и никто же на вы». Правда и вымыслы. – Вологда, 2010. – С. 25.
20 Филимонов В.П. Там же. – С. 26.
21 Слесарев А.В. Российская православная катакомбная церковь в Белоруссии: история и современность // Минские Епархиальные Ведомости.- 2007.- № 4 (83).- С. 68-70.
23 Определения Архиерейского Собора РПЦЗ от 2/15 мая 1990 г., Протокол № 6 // Церковные ведомости. cетевой журнал. 2011. URL: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1402
24 Справка Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ № 4/77/133 от 2/15 августа 1990 г.
26 Историческая справка о происхождении и преемственности нео-липковских, экуменическо-сергианских групп на Украине (УАПЦ, УПЦ-КП и пр.) // Церковные ведомости. cетевой журнал. 2011. URL: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=954
27 Наши катакомбы // Вестник РХД. – Париж. – №166 /III/. - С.243-259.
Сергей Штейников, Андрей Яковенко, «Религия в Украине»
Ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого
31.07.2010, ---
«Верховный Вселенский Орден Святой Троицы»
20.10.2008, ---
Евразийские Балканы
26.09.2010, Статьи
Праздник в Горниках, который войдет в историю
16.11.2015, Новости
Нет комментариев. Не желаешь оставить первый комментарий?
Перед публикацией, советую ознакомится с правилами!