Азаров Юрий Петрович


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

Том 2. Оккультизм

Оккультные организации и группы - по названиям с «А» по «Б» (включая названия, начинающиеся с цифр)


Класс - «Экология духа, оккультизм и оккультное целительство».

Подгруппа О-13 «Педагогические инициативы оккультно-религиозного характера» с признаками подгруппы О-6 «Теософия, антропософия, последователи Рерихов и Блаватской».

Месторасположение центров: Москва.

Целый ряд образовательных инициатив Юрия Азарова признаны оккультно-религиозными и деструктивными в отношении традиционных духовных ценностей в:

● ответе Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №36/1-э от 25 июня 1999 г. настоятелю Подворья Троицко-Сергиевой Лавры в Москве отцу Лонгину на его запрос по поводу деятельности в России сатанистских и околосатанистских сект;

● Экспертном заключении главного специалиста Московского комитета образования по проблемам свободы вероисповедания, вопросам духовно-нравственного образования и преподавания религиоведческих и этноконфессиональных курсов А.Ю.Соловьева, июнь 1999 г. [4];

● Отзыве директора Пермской общественной организации «Православное общество «Панагия» М.Медведева от 2 июля 1999 г. на книгу Азарова Ю.П. «Педагогика любви и свободы».

Некоторое время назад «Педагогический вестник» опубликовал обширные статьи академика Академии творческой педагогики Юрия Азарова, который, под девизом необходимости пробуждения детских талантов, пытается вводить оккультно-религиозное учение «Агни-йога»: «Нельзя осваивать нашу родную отечественную культуру без постижения того, что проанализировано теми же... Гиппиус, Рерихом...» [1]. Но почему же нельзя? Какой такой вклад внесли Рерихи в русскую культуру, кроме их оккультно-религиозных доктрин и синих картин - явно на любителя и отнюдь не являющихся самым ценным наследием российского искусства? Так и картины, и оккультное рерихианство не являются сколь-нибудь значительным пластом российской культуры. Вновь за камуфляжем из громких деклараций попытка проталкивания оккультной «Агни-йоги» Рерихов.

В 1998 году вышла книга Азарова «Педагогика любви и свободы» [2]. Цели в ней были провозглашены вполне достойные. Однако, как выяснилось, эта книга, под покровом разглагольствований на педагогические темы, пропагандировала оккультизм.

Известный православный миссионер Михаил Медведев писал в своем отзыве на эту книгу [3]:

«Анализ содержания книги Азарова Ю.П. «Педагогика любви и свободы» позволил сделать вывод о том, что раскрытые в указанной книге программы Ю.П.Азарова откровенно носят оккультно-религиозную направленность, характеризуются слабой проработкой, размытостью целей, убогостью содержательной стороны, а местами - и откровенной нелепостью.

Чего, например, стоят такие сентенции Азарова: «Увлекаю, если хотите, сладостью озарений, которые приобретают над ребенком деспотическую власть» ([2], с.597); «В Восточной школе, рассказывает магическая дама Блаватская, для обозначения Семи Иерархий творческих Сил существовало или культивировалось «колесо» семи цветов, которые назывались и Ангелами, и Строителями, и Планетарными Духами. Гуманитарное образование без этой космогонической гармонии - ничто. Одна министерская госпожа заметила мне: «Мы занимаемся гуманитарным образованием, а не эстетическим...». Она - палач гуманитарии. Точнее стандарт палачества» ([2], с.598-599); «Как научить ребенка различать прекрасное в каждом свойстве Планетарного духа? Как через технологические решения приходить к одухотворению повседневности?!» ([2], с.599); «Мы проигрываем циклы восторженных ситуаций с семицветием планетарных сил. Добиваемся, чтобы сердце трепетало от ожидания столкновения с цветовым ангелом. Иной раз я не просто кричу, ору: «Смотрите же, как таинственно красиво!» А потом двадцать раз повторяю: «Божественная голубизна!» Или: «Как же усилить эту убийственную фиолетовую грусть?!» А потом вместе с детьми огорчаюсь: «Почему пожухла прежняя сочность?», «Куда подевалась блистательная АУРА?», «Как избежать пожухлости?», «Как возвратить сияние?» ([2], с.599)?

Очень тревожит и то, что Азаров в своих образовательных программах, по его же собственным словам, постоянно делает акцент на теме нищеты, практически не давая никаких иных тем для бесед по проблематике духовного воспитания: «Странствуя по разным городам, я давал детям темы: «Нищие России», «Россия с протянутой рукой» ([2], с.593); «Передо мной эти детские картины-откровения. Названия: «Молитва нищего», «Подайте милостыню вы ей», «На коленях», «Краски бедности». Я наблюдал за тем, как по мере окончания работы одухотворялись - детские лица. Исчезала озлобленность. И улетучивался тот дух, который настаивал на немедленной диктатуре, новом порядке: «Всех к стенке!» ([2], с.593); «Я рассказываю сказку совсем крошечным деткам - им по три-четыре годика. Они тоже участвуют в моем сочинительстве: это метод их развития и даже приобщения к общечеловеческим ценностям. - Храбрый, но очень бедный Инчик (это дети придумали имя) совсем опечалился, когда его мама стала в метро просить милостыню... - И вот однажды, - продолжаю я сказку, - по приказу Горыныча злые дяди выкинули маму Инчика из метро, а богатые тети и дяди кричали: «От этих нищих житья нет. Работать не хотят». Инчик плакал, а мама обняла сыночка и сказала: «Вырастешь, может, и ты станешь богатым». - «Не хочу быть богатым, они злые!» - «А ты будешь добрым!» И тогда к ним тихонько подошла добрая Фея. Она прошептала: «Ты не хочешь быть богатым? А вы, дети?»

- А мы хотим!

- Бедные - это плохо, а богатые - это хорошо.

- А что надо сделать, чтобы не было бедных? - спросила Фея.

- Надо скинуть Змея-Горыныча, - сказала Даша.

- Не скинуть, а убить его саблей.

- И на его место поставить Красную Шапочку? - спросил я. - Или бедного Инчика, который все заберет у богатых и раздаст бедным?

- Пусть лучше Горыныч будет главным, - сказал Саша» ([2], с.602).

«Показываю родителям, а затем и детям свою живопись: «Это триптих «Нищие Москвы», а этот цикл я назвал «Россия с протянутой рукой» ([2], с.603).

Необходимость постоянного использования подобного рода тематики для занятий вызывает, мягко говоря, значительные сомнения. Постоянное и доминирующее акцентирование внимания детей на темах убогости и нищеты, скорее, показывает убогость самой мысли Ю.Азарова, который не способен предложить детям какие-либо иные темы, связанные с духовностью.

Еще большую тревогу вызывает кладбищенская тема в творчестве Азарова: «Во время урока провел маленькую «игру по Максу Фришу»: детям нужно было из десяти предложенных тем «Дружба, карьера, успех, любовь, смерть, бедность, богатство, смирение» и др. выбрать две наиболее для них интересные. Предпочтение было отдано теме «Смерть». Этот выбор потряс и меня, и педагогов, и родителей» ([2], с.592).

«Детские катастрофы проходят острее, их несчастья куда трагичнее, чем мы думаем. Надо предлагать детям и печальные темы: кладбище, обиды, горе и даже смерть...» ([2], с.592).

Азаров пишет: «Нужно войти в детский нутряной храм и оттуда выйти с разгадкой детской феноменальности» ([2], с.595)» [3].

И здесь М.Медведев делает вывод: «Нет никаких сомнений, что искать ответ на загадку детской одаренности следует уж никак не в темах смерти, кладбища и т.п. Полную оценку воздействию подобного рода тематики на сознание детей, тем более при ее частом использовании на творческих занятиях, должны дать специалисты - детские психологи и психиатры. Но даже и без такой психолого-психиатрической экспертизы ясно, что ничего доброго азаровские «вторжения в нутряные храмы» детей с подобными темами не дадут. Скорее, напротив, один лишь ущерб. Внедрение программ Азарова в систему государственного образования России совершенно недопустимо, аморально и преступно по отношению к детским душам, которые подобными псевдопедагогическими методиками и программами могут быть только загублены» [3].

В июне 1999 г. целый ряд образовательных программ Азарова были вынесены на экспертизу в Московский комитет образования. Но главный специалист Московского комитета образования по проблемам свободы вероисповедания, вопросам духовно-нравственного образования и преподавания религиоведческих и этноконфессиональных курсов А.Ю.Соловьев дал на них отрицательный отзыв.

По поводу программы «Духовная жизнь школы и педагогика отечественной культуры» Ю.П.Азарова и Л.Н.Азаровой (брошюра школы №1278 и кафедры педагогики и психологии Московского университета культуры, Москва, 1997/98 г.), как наиболее наукообразно разработанного документа, напоминающего программу спецкурса, то есть вполне законченного научно-методического труда, А.Ю.Соловьев писал [4]:

«По видимому, данная программа является спецкурсом, который читается на кафедре педагогики и психологии Московского университета культуры и предлагается за основу повышения квалификации учителей, участвующих в данном эксперименте. Однако данная тема вызывает сомнение в трезвости, научности и светскости содержания, будь оно развернуто. Например, «Детские самоубийства и бессмертие», «Смысл жизни и трансцендентная идея юношества», «Альтернатива: всеединство или блуд на крови». Или такая сомнительная тема: «Лик женщины: красота Мадонны и красота содомская» (с.4). Фонтан парадоксов, антитез и «оригинальных» идей превышает всякие допустимые нормы авторского стиля и превращает программу в магическое действо, понятное только автору-магу. Программа постепенно подводит к главному: оккультно-религиозным источникам. Они названы в разделе №7, где педагогика отечественной культуры на современном этапе представлена только Блаватской, Рерихом, Гурджиевым, Успенским, Андреем Белым и Рудольфом Штайнером (с. 8). Труды этих, в основном, классиков оккультизма автор преподносит учителям в качестве духовных основ развития детской и педагогической талантливости, а в заключительном разделе № 8 называет и способы развития - нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Использование жаргонных словечек, типа «Планетарный дух технологии» (с.8), вновь доказывает влияние на мировоззрение Азаровых оккультно-религиозного учения Рерихов. Программа космополитична по своей сути и подменяет понятие «отечественная культура» аморфным термином «общечеловеческие ценности», о сути которых у самих авторов весьма смутное представление. Заканчивает Азаров программу уже словами не о педагогике и воспитании, а о «резервах свободного развития в системе НЛП» (с.9). То есть по Азарову выходит, что высшая педагогика есть насильственное вторжение в психику ребенка, копание в ней, формирование самоосознания ребенка и его мировоззренческих ценностей не на основании преподавания ему образцов мировой культуры, а в зависимости от прихоти конкретного «педагога»-манипулятора сознанием (если угодно - гипнотизера, кодировщика)».

На Концепцию «Духовная жизнь школы (Воспитание на основе общечеловеческих ценностей)» Азарова Ю.П. и Азаровой Л.Н. А.Ю.Соловьев дал так же негативный отзыв [4]:

«Как и в Программе психолого-педагогической работы с учащимися 1-го класса «Я сам» (Развитие творческой индивидуальности младшего школьника) Азаровой Л.Н., в Концепции «Духовная жизнь школы (Воспитание на основе общечеловеческих ценностей)» Азаровых приведен список «ключевых слов», большей частью идентичных приведенным в программе (см. анализ указанной программы). Кое что добавлено, например такое слово, как: «трансцендентность», принадлежность которого к ключевым словам в процессе младшего школьного образования довольно сомнительна.

На с. 2 программы приведен список тоже ключевых, но уже «понятий», к которым Азаровы отнесли категории, перечисленные в следующем тезисе, который более характерен для оккультно-религиозного трактата, нежели для образовательной программы: «Есть понятия, которые не нуждаются в жестких определениях. Космос, Вечность, Вера, Любовь, Свобода, Бесконечность - эти явления или точнее СУЩНОСТИ характеризуют глобально беспредельное, до конца непостижимое. Да и невозможно жестко определить то, что за пределами человеческого разума, человеческого бытия» (с.2).

Довольно показательно, что для авторов концепции вера и любовь есть нечто «запредельное для человеческого разума». А вообще, процитированное положение мало того, что противоречит христианской антропологии, оно очень хорошо коррелируется с основами оккультно-религиозного вероучения Рерихов. Именно в этой концепции принято писать подобного рода категории с большой буквы, чтобы удостовериться в этом достаточно открыть любой труд Рерихов.

Совершенно непонятны и загадочны упомянутые Азаровыми некие «Законы красоты» (с.2). Еще более сомнительна трактовка духовности как силы: «Духовность есть сила нравственная, умственная и эстетическая» (с.2).

На с. 3 концепции Азаровы пишут: «Применительно к педагогике и психологии понятия «Духовность» и «Сила» сужаются, обозначая лишь пределы учебно-воспитательного процесса и духовно-творческих проблем формирования личности». Думается, что сужения духовности - это либо нонсенс, либо просто подмена понятий, и Азаровы под этим словосочетанием подразумевают (и реализуют в соответствии с этим свои программы и концепции) нечто иное. Например, вытеснение из сознания ребенка традиционных духовных ценностей, привитых в семье, и замена их оккультными разглагольствованиями про мифическую «силу», которую Азаровы трактуют как нечто «беспредельное и всеобъемлющее» (с. 3).

«Сужение духовности» в педагогике по-азаровски, скорее всего, приведет к расчеловечиванию учащихся, вытравливанию из их сознания традиционных российских духовных ценностей.

В разделе 2 концепции Азаровы вновь проповедует «воспитание средствами общечеловеческой культуры». Вновь совершенно неясно, чем же лучше эти виртуальные «общечеловеческие ценности» традиционных российских духовных ценностей и что они из себя по сути представляют.

Нет никаких разъяснений, что такое «общечеловеческие ценности» в представлении Азарова. Многие ученые определяют их как некую категорию, с помощью которой легко манипулировать общественным мнением, использовать ее (их) в политических целях.

Если Азаров планирует исключить из процесса воспитания российских детей традиционные российские духовные ценности, то, получается, Азаров предлагает недоучивать и недовоспитывать учащихся, то есть планирует самовольно, безосновательно и незаконно ограничить процесс воспитания. И здесь уже говорить об адаптации детей к окружающему миру не приходится.

Очень похоже на то, что у Азаровых плохо с восприятием вообще понятия «ценности», потому что на с. 4 концепции они к ценностям почему-то отнесли категорию «эксплуатация».

В разделе «Методологические основы» Азаровы пишут: «Мы хотим подчеркнуть, что анализ результатов опытной работы будет фиксироваться..., будет показано, как на практике материализуются в реальный продукт идеи Любви и Свободы, Истины и Красоты» (с. 6). Что относится к «идеям Красоты, Истины и Любви», остается загадкой. Равно как и ответ на такой вопрос - в какой именно философской, а точнее - религиозно-философской системе Азаровы предлагают искать Истину. В оккультном бреде Рерихов?

Азаровы лишь слегка приподнимают покров с этой их тайны: «Особенностью занятий является постоянное общение взрослых и детей с классическим наследием в области культуры, творчества, философии и психолого-педагогических направлений различных учений Запада и Востока» (с. 6). Таким образом, Азаровы предлагают привнести в образовательный процесс психо-физиологические методы, применяемые в религиозно-мистических системах Востока, которые на территории России практикуются в различных сектах. Возникает вопрос, спрашивали ли Азаровы согласия родителей подопытных учеников на воздействие на их детей подобными методами? Думается, что Азаровых этот момент не интересует» [4].

К разделу «Азаров Юрий Петрович»

1. Азаров Ю. Проблемы духовности и современная школа // Педагогический вестник, октябрь 1997. - №8(182).

2. Азаров Ю. Педагогика любви и свободы. - М.: «Тоникал», 1994. - 608 с.

3. Отзыв директора Пермской общественной организации Православное общество «Панагия» М.Медведева от 2 июля 1999 г. на книгу Азарова Ю.П. «Педагогика любви и свободы».

4. Экспертное заключение главного специалиста Московского комитета образования по проблемам свободы вероисповедания, вопросам духовно-нравственного образования и преподавания религиоведческих и этноконфессиональных курсов А.Ю.Соловьева на характер и содержание проекта экспериментальной площадки в школе №1278 Центрального округа под руководством д.п.н. Ю.П.Азарова по теме: «Духовная жизнь школы (Воспитание на основе педагогики общечеловеческих ценностей)», июнь 1999 г.
© Игорь Куликов, 1999 г.

Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии, приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected]


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

Том 2. Оккультизм

Оккультные организации и группы - по названиям с «А» по «Б» (включая названия, начинающиеся с цифр)


«Украина сектантская»
 
16 октября 2008 admin
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Экспертное заключение на характер и содержание проекта экспериментальной площадки в школе №1278
  • Отзыв директора Пермской общественной организации Православное общество «Панагия» М.Медведева
  • Оккультно-религиозные инициативы Юрия Азарова в педагогике
  • Список литературы
  • Единая система внедрения оккультизма в систему образования России
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время