Руководитель группы - Пирожок Игорь Николаевич, он же - Яхонтов Сергей Николаевич, он же - Ингвар Скаурляйте, он же - Александр Анохин [6,13].
Месторасположение деятельности: Москва.
По данным исследователя Сергея Филатова, в религиозном отношении «Вервольф» - община, поклоняющаяся древнегерманским богам, имеющая своих жрецов и культ [1].
В организации обсуждались и изучались книги нацистского содержания, а также постоянно проводились беседы о национал-социализме [5].
«Легион Вервольф» - это преступная террористическая группировка неоязыческого толка.
Существует с конца 80-х годов.
Некоторое время организация действовала в Москве под вывеской охранной структуры [7].
«Легионеры» обосновались на территории учебно-опытного хозяйства Тимирязевской сельхозакадемии в начале 1994 года. Формально - как охрана угодий: дирекция плодово-опытной станции заключила договор со структурой «Кубанская казачья станица», а казаки перепоручили свои охранные обязанности главарю нацистов Игорю Пирожку. Отдадим должное Пирожку: порядок на вверенной им территории (несколько сотен гектар) они навели «идеальный». Это место стало пользоваться дурной славой среди слоняющихся окрест бомжей, которые всегда были не прочь подкормиться на грядках. Поползли слухи, что «оттуда» не возвращаются [17].
Летом 1994 года члены организации убили своего сообщника на территории Ярославской области, а кроме того, как позже выявило следствие, совершили хулиганский погром в обществе «Память» (устроив там разгром, легионеры похитили пять имперских флагов, которыми Пирожок впоследствии украсил свой офис) и пытались поджечь спорткомплекс Олимпийский в Москве (установленные в мужском туалете взрывные устройства не сработали), когда там проходил многолюдный фестиваль «Евреи за Иисуса». В Марфо-Мариинской обители членами организации было совершено надругательство над портретами российских государей. Бандиты-неоязычники также намеревались провести теракты в некоторых кинотеатрах [2-4,12-16].
2 июля 1994 г. на одной из ферм под Переяславлем, на базе «Вервольфа», в навозной куче, был найден труп одного из членов «Вервольфа» Старчикова с отрезанными ушными раковинами. Тогда же был найден еще один труп (бомжа).
4 июля 1994 года деятельность организации «Вервольф» была пресечена подразделениями МВД и сотрудниками одного из отделов Управления по борьбе с терроризмом Федеральной службы контрразведки РФ [11]. В результате проведенной операции были задержаны руководитель «Вервольфа» Игорь Пирожок и его сообщники. Задержанным были предъявлены обвинения в ряде убийств. [1,7].
Выяснилось, что бывший член группировки Валерий Старчиков убит в ходе банальной пьяной драки, а отнюдь не за попытку выйти из организации, как это в целях устрашения рядовых легионеров объявлял Пирожок. Однако в СМИ была выдвинута версия, что эти убийства имели религиозно-мистическую подоплеку.
Вскрылись подробности деятельности легиона. Неудачливый одесский бизнесмен Игорь Пирожок, бежав от преследовавших его рэкетиров в Москву, устроился охранником. Придумав легенду - сотрудник спецслужб, служивший в отрядах хорватских усташей, он начал привлекать в свою бригаду юнцов и втолковывать им идеи неоязычества и национал-социализма [13].
Суду был предъявлен видеоматериал, сделанный швейцарским телевидением на территории базы Тимирязевской сельхозакадемии, куда летом 1994 года Пирожок устроился охранником и где разворачивались впоследствии все события. Швейцарской журналистке Пирожок заявил, что идеи «Майн Кампф» - его образ жизни [5]. Иностранным журналистам Пирожок тогда продемонстрировал также банку с плавающим в специальном растворе отрезанным человеческим ухом (много позже сам Пирожок назовет это куражом). Видеокамера зафиксировала сцену: Яхонтов-Пирожок, сидя за столом на фоне бело-желто-черного полотнища со свастикой, потрясает стеклянной банкой, в которой болтаются два человеческих уха. Пирожок заявил, что это ухо убитого ими человека, который решил с ними порвать отношения [13]. «А чего мне бояться? - недоумевал Пирожок, отвечая на вопрос журналиста. - Вы уйдете, и уши эти я прикажу зарыть в землю».
Именно после того как в печать и на телевидение просочились фрагменты видеосъемки, «Вервольфом» заинтересовались органы.
В тюрьме Пирожок дважды объявлял голодовку в знак протеста против затягивания следствия. В ноябре 1995 года он, требуя скорейшего суда, сидя в тюремной камере, принялся зашивать себе рот. Забавно и показательно, что в этой голодовке совместно с Пирожком участвовал заключенный Михаил Рабкин, находящийся под следствием по обвинению в мошенничестве. Тюремные узы до того сблизили еврея Рабкина и национал-социалиста Пирожка, что последний в письме к корреспонденту местной газеты признавался, что этот единственный человек в тюрьме, с которым ему хочется общаться. Игорь Пирожок, наконец-то дождавшийся суда, чуть было не сорвал слушание. На первом же заседании он сообщил, что является по национальности украинцем и потребовал переводчика [13].
13 марта 1996 года Ярославский областной суд под председательством судьи Сергея Крепкова вынес приговор по делу организации «Легион Вервольф». Игорю Пирожку среди целого букета уголовных статей была предъявлена ст.74 УК РСФСР «Нарушение равноправия граждан по признаку расы, национальности или отношения к религии». Кроме того, он обвинялся в недонесении об убийстве, совершенном его «легионером» Виктором Барановым в деревне Петрищево Ярославской области. В качестве доказательства преступления следствие представило суду стеклянную банку с водкой, в которой лежало два срезанных с убитого уха. В течение месяца, пока шел суд, обвиняемые повторяли, что их организация не является нацистской. Это просто клуб по интересам. Что просто, собрав вокруг себя группу молодых людей и дав им название «Легион Вервольф», Игорь Пирожок начал втолковывать им идеи национал-социализма. По совокупности с другими статьями Игорь Пирожок был осужден на 5 лет лишения свободы. Его подельник Виктор Баранов, совершивший убийство, был осужден к лишению свободы на 9 лет. Марченков был осужден на 3 года лишения свободы с отсрочкой. Несовершеннолетний Дмитрий Володин, по кличке Звереныш - к 2 годам условно и был освобожден в зале суда [2-4,9,12,14,15].
Следствие доказало существование жесткой иерархической структуры и устава в организации «Вервольф» [4].
Главный легионер выслушал решение суда практически без эмоций, хотя многие ожидали с его стороны какой-нибудь эксцентричной выходки. До этого на одном из заседаний суда он жаловался, что чувствует «непреодолимое желание размозжить всем присутствующим головы», после чего слушания даже были прерваны для проведения психиатрической экспертизы, которая вынесла заключение о полной вменяемости Игоря Николаевича. Несколько раз Пирожка приходилось удалять из зала, так как многочисленными репликами он мешал вести допрос других обвиняемых и свидетелей. Последнее слово подсудимого Пирожка вылилось в пространную речь. Начал он ее с заявления, что является гражданином Украины, за независимость которой боролся с юношеских лет, пока обстоятельства не вынудили его «покинуть родину и оказаться в стране, которая всегда ассоциировалась с образом врага, и столкнуться с народом, который воспринимал только как оккупантов, с государством, отвратительнее которого я не знал и не знаю. Это государство убивало и убивает моих друзей, растлило меня и мой народ». Осознание того, что «Россия не должна более существовать - хоть монархическая, хоть белая, хоть красная, так как является империей зла, тюрьмой народов, угрожающей не только другим странам, но и самой жизни», и побудило Игоря Николаевича примкнуть к российской оппозиции, стремящейся дестабилизировать страну изнутри. И не его вина, заметил «украинский патриот», что эти деструктивные силы объединяла идея борьбы с жидомасонами и мировым сионизмом. Патетично воскликнув: «А судьи кто?» - Пирожок закончил свою обличительную речь уверением, что не ждет к себе снисхождения, ибо его «обступило скопище злых псов» [15].
Пирожок по окончании суда заявил, что, как только окажется на свободе, продолжит начатое дело [2,3].
Адвокаты подсудимых во время судебных прений просили вынести своим подзащитным оправдательный приговор и выразили уверенность, что обстоятельства дела искусственно раздуты работниками ФСК, средствами массовой информации в угоду общественному мнению и указу президента о борьбе с фашизмом. Отец Пирожка, вызванный из Одессы, тоже не мог поверить в фашистские наклонности сына, ведь «Игорь сам на четверть еврей, всегда был послушным сыном, комсомольским организатором, к которому обращались за советом родители трудных подростков». К сожалению, а может быть и к счастью для себя, не видели родители сюжет, показанный по местному телевидению. За несколько дней до суда в следственной тюрьме «Коровники» с Пирожком и Барановым встретились журналисты объединенной редакции МВД. Игорь Николаевич уверил их, что не откажется от идей национал-социализма. А Виктор Баранов, пользуясь случаем, обратился к министру обороны России с просьбой направить его добровольцем в Чечню. А потом добавил: «Я бы там в первую же ночь перерезал все подразделение и ушел к дудаевцам» [15].
В 1998 году бывший главарь «оборотней» Пирожок вновь предстал перед судом. Он был уличен в хранении и употреблении марихуаны. Заволжский районный суд Ярославля признал зэка полностью виновным и добавил еще три года срока. Свою роль, безусловно, сыграло и отвратительное поведение Пирожка. Неоднократно он оказывался в карцере. Сам неонацист объясняет случившееся происками спецслужб, однако, сидеть ему придется все равно. На этот раз уже в рыбинской колонии строгого режима [16].
Известно, что с отбывающими наказание представителями «Легиона «Вервольф» пыталась установить контакты известная экстремистская организация УНА-УНСО. Пирожок является гражданином Украины и в свое время, по его словам, воевал в Приднестровье на стороне молдаван, а в Югославии - на стороне хорватских усташей. Возможно, именно эти его выдумки, воспринимаемые УНА-УНСО за реальность, стали причиной увеличения срока его заключения по такой банальной причине, как хранение и распространение наркотиков на зоне, иначе еще в 1998 году он мог бы отбыть в Чечню по приглашению унсовцев [10].
Оказался за решеткой и его ученик Володин-Звереныш. В 1997 году он дважды задерживался органами внутренних дел. Первый раз за хулиганство в общественных местах. Второй - за избиение сотрудника милиции. Последнее стало поводом для возбуждения уголовного дела. Следователь, однако, посчитал, что держать Володина в камере ни к чему, и вменил ему подписку о невыезде. Совершенно напрасно. Звереныш скрылся. А из Завидовского района Тверской области поступила ориентировка: за убийство и изнасилование 14-летней девушки разыскивался преступник, похожий на Володина. Арестованный вскоре Володин сознался в содеянном. Он даже нарисовал место, где произошло убийство, в точности соответствующее истине. Правда, сегодня от прежних показаний он отказывается, утверждая, что оговорил сам себя. В Бутырском СИЗО, где находится Звереныш, фигура он заметная. Особенно умиляет уголовников татуировка, сделанная наци еще в Ярославле, - эсэсовский погон на плече [16].
Группа «Вервольф» квалифицирована как неоязыческая деструктивная религиозная организация в:
● экспертном заключении специалистов религиоведческой научной группы Института развития личности Российской академии образования И.А.Галицкой и И.В.Метлика от 9 октября 1997 г.;
● письме председателя Миссионерского отдела Ярославской епархии священника Олега Разумова от 24 января 2000 г. руководителю Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священнику Олегу Стеняеву;
● ответе директора Пермской общественной организации Православное общество «Панагия» М.Медведева №14 от 12 декабря 1999 г. профессору Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.Н.Кузнецову по поводу неоязыческих сект в РФ;
● заявлении заместителя исполнительного директора Общественной организации «Севастопольский Центр Православного Просвещения» Оксаны Гроник №10 от 3 августа 1999 г. по поводу неоязычества;
● статье С.Филатова «Современная Россия и секты» [1].
Организация «Люди-волки» («Вервольф») квалифицирована как неоязыческая деструктивная религиозная организация в статье протоиерея Александра Шабанова «Славянское неоязычество - политический культ в современной России» [8], который пишет об этой группе, что она является «военизированной полулегальной группой, члены которой идут даже на физические расправы с инородцами» [8].
К разделу «Вервольф»
1. Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. - 1996. - №8.
2. Репортаж Сергея Витошкина / ОРТ, «Время», 13 марта 1996 г. - 21:00.
3. Репортаж Моренис / РТР, «Вести», 13 марта 1996 г. - 20:00.
4. Репортаж Ольги Суховой / НТВ, «Сегодня», 13 марта 1996 г. - 19:00.
5. Репортаж Моренис / РТР, «Вести», 20 февраля 1996 г. - 08:00.
6. Репортаж Алены Степаненко / Радио «Эхо Москвы», «Эхо», 15 июля 1994 г. - 19:05.
7. Репортаж Кохяна / ОРТ, «Новости», 4 июля 1994 г. - 21:00.
8. Шабанов А. Славянское неоязычество - политический культ в современной России // Православная Тверь, октябрь-ноябрь 1996 г. - №10-11(35-36).
9. Огонек, 23 декабря 1996 г. - №52.
10. Подколозин Д., Шатров А. УНА-УНСО: всегда против России // Континент, ноябрь 1999 г. - №44. - С.5.
11. Плотников Н. Крупнейшие террористические акты в России за последние годы // Независимая газета, 25 января 1996 г. - №15.
12. Коммерсантъ-Daily, 10 февраля 1996 г. - №20.
13. Королева М. Возлюбил ближнего своего // Московские новости, 13 февраля 1996 г. - №6.
14. Вынесен приговор членам профашистской группировки // Коммерсантъ-Daily, 15 марта 1996 г. - №42.
15. Королева М. «Вервольф» должен сидеть в тюрьме // Московские новости, 19 марта 1996 г. - №11.
16. Хинштейн А. «Оборотни» возвращаются // Московский комсомолец, 15 мая 1998 г. - №90.
17. Челноков А. Из дела «Легиона Вервольф» пропал труп. И это не все // Извести, 25 мая 1995 г. - №94(24453).
Московское издательство «ПаломникЪ» издает новые тома энциклопедии «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера», приобретая которые, вы получаете доступ к полной версии энциклопедии, обширным аналитическим материалам, информации о сотнях новых культовых групп, огромной базе документов и массиву фотографий. Приобрести книгу, как в розницу, так и оптом, жителям Украины удобнее в Интернет-магазине «Благовест», оплатив стоимость пересылки книги из России, или в самом издательстве «ПаломникЪ». Главный редактор издательства - Павел Николаевич Роговой. Адрес издательства: 127015, Москва, ул. Бутырская, 86 Б, тел. (499) 972-36-45, e-mail: [email protected].
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ ДЕСТРУКТИВНОГО, ОККУЛЬТНОГО И НЕОЯЗЫЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»
Том 3. Неоязычество
Неоязыческие организации - по названиям с «А» по «И»