Новые религиозные движения


Конь Роман Михайлович

«ВВЕДЕНИЕ В СЕКТОВЕДЕНИЕ»


Вернуться к оглавлению учебника



1.5.3. Новые религиозные движения

Термин новые религиозные движения в российском религиоведении является прямым заимствованием из западных религиоведческих построений. Считается, что термин НРД является мировоззренчески нейтральным, в нем отсутствуют жесткие негативные оценки, имплицитно заложенные в понятиях «тоталитарные секты» и «деструктивные культы», а также «псевдорелигии», «неоязычество», «ложные религии», «религиозное мошенничество», «пагубный сатанизм»344. Для российских религиоведов важным является тот факт, что НРД «давно в ходу у плюралистически настроенных ученых и теологов западных стран», и его использование свидетельствует об отсутствии «идеологической или конфессиональной нетерпимости» исследователя345.

Предпочитающие пользоваться термином НРД полагают, что, поскольку он не содержит в себе оценочного значения, то позволяет сохранять научную объективность. Никоим образом не желая видеть в этом лишь риторический прием и, более того, не игнорируя влияния понятийно-терминологического аппарата на результаты исследования, следует отметить, что важную роль на объективность исследования оказывает и позиция самого ученого, и во многом от его добросовестности, а не от конфессионального или неконфессионального подхода зависит непредвзятость выводов.

Чрезмерное упование на терминологический аппарат в условиях большого разброса мнений относительно природы сектантства может превратить эту научность в своего рода «конфессиональность», только именуемую наукой.

В этом можно убедиться, сделав обзор высказываний некоторых религиоведов об отношении традиционных религий к культам.

Некоторые религиоведы, признающие за культами право называться религией, обвиняют традиционные религии в том, что они именуют отпавших от них сектами, ересями, лжепророками, антихристами и стремятся убедить общество в том, что это «не подлинные религии», или «вовсе не религии», или «искусственно сфабрикованные культы»346, чем разжигают конфессиональные споры и конфликты.

Однако же и секты употребляют по отношению к традиционным религиям аналогичные термины. Например, иеговисты называют все мировые религии «ложными религиями», адвентисты именуют римских пап антихристами, рериховцы заявляют, что быть церковным христианином - значит «записаться в узкие сектанты», а современное христианство - это вообще ложная вера и суеверие347 и т. п.

Многие старообрядцы еще видят в Московском Патриархате «никонианскую ересь», приверженцы катакомбной церкви видят в нем «сергианскую ересь», а богородичники кроме этого еще «обновленческую ересь и сектантство»348. Но в споре между традиционными и новыми религиями некоторые религиоведы почему-то не обращают на это внимания и нередко немотивированно (с научной точки зрения) принимают сторону сект.

______________________
344 Новые религиозные культы, движения и организации в России // Словарь-справочник. М., 1997. С. 15.
345 Новые религиозные культы, движения и организации в России // Словарь-справочник. М., 1997. С. 15.
346 Там же. С. 13.
347 См.: Кураев А., диак. Новомодные соблазны // Новый мир. 1994. №10. С. 141.
348 Трагедия Красной Церкви. М., 1992. С. 30-34.


Конь Роман Михайлович

«ВВЕДЕНИЕ В СЕКТОВЕДЕНИЕ»


Вернуться к оглавлению учебника
 
10 апреля 2010 admin
 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

  • Выводы
  • Харизматические культы
  • Альтернативные, новые и восточные религии
  • Традиционная и нетрадиционная религиозность
  • Новые религиозные движения
  •  
     
    Раздел форума
    Обсуждаемая тема
    Автор сообщения
    Время